Японская система описания жизненных энергий.
Благодаря своей увлеченности традиционными азиатскими искусствами исцеления и макробиотикой, основанной японцем Джорджем Озавой, я познакомился с очень полезной и информативной японской системой классификации жизненных энергий еще в начале 90-х годов.
Эта система заполнила существенный пробел в доступной мне информации. Я не мог себе представить, чтобы Рэйки было создано Микао Усуи практически «из ничего».
Что бы ни создавали человеческие существа, это всегда исходит из работы, опыта и представлений других людей. Следовательно, должна была существовать определенная среда, опираясь на которую Микао Усуи разработал свою Систему Естественного Исцеления — Рэйки.
В частности, мне было очень интересно узнать, насколько описание функций и особенностей других типов жизненной энергии, образующих одну систему с Рэйки, облегчает понимание самого Рэйки.
Система жизненной энергии, которая объясняется в этой главе, частично заимствована из китайской модели Пяти Элементов. Нет ничего удивительного в том, что многие духовные представления, которые сегодня считаются «оригинальными японскими», большей частью пришли из Китая.
Основным источником системы наверняка был примитивный, ориентированный на шаманизм китайский даосизм. Существенные совпадения между шаманизмом и Рэйки обсуждались в предыдущей главе.
Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению «новой» старой японской системы жизненных энергий, следует сделать несколько замечаний о концепции Ки.
В японском языке слово «Ки» используется для обозначения всех жизненных энергий.
Оно является японской версией китайского понятия Ци, с которым мы знакомы по тайцзи-цюань, цигун и традиционной китайской медицине. Кроме того, существует аналогия между Ки и понятием Праны, используемым в восточной индийской философии. Но Ки, как это часто утверждают, не является тем же типом жизненной силы, которая была открыта Вильгельмом Райхом и названа им оргоном.
Из-за ограниченности объема данной работы мы не станем объяснять здесь все различия, но труды Вильгельма Райха наверняка стоят того, чтобы с ними познакомиться. В них содержится подробное описание особых качеств оргона, которые можно сравнить с характеристиками Ци, описываемыми в настоящей книге и во множестве трудов по традиционной китайской медицине. Это позволит легко понять разницу между этими двумя концепциями.
Оргон — это одно из выражений жизненной энергии, но он не может служить общим термином для различных типов тонких жизненных сил, подобно Ци, Ки или Пране. Эта дифференциация очень важна, потому что законы, применимые к оргону, часто пытаются применять ко всем типам Ки — но на практике это не работает.
Если говорить в общих чертах, жизненные энергии обладают определенными характерными особенностями, которые в первую очередь наблюдаются в их синергетическом взаимодействии. Сюда входит их взаимное сходство с известными электромагнитными полями, их способность обеспечивать независимое действие органических систем и противодействие энтропии, а также возможности для этих систем бороться за сохранение единства и свое воспроизведение.
Ки циркулирует в человеческом теле в виде различных качеств, которые накладываются друг на друга:
1. Кэкки
2. Сиокэ
3. Мидзукэ
4. Куки
5. Дэнки
6. Дзики
7. Рэйки
8. Синки
Форма энергии, названная Кэкки, которая стоит в списке под номером 1, обладает наибольшей силой, но минимальной способностью к организации.
Энергия, стоящая под номером 7, Рэйки, обладает наибольшей способностью к организации течения энергии в уме и теле, но в то же время от нее трудно добиться непосредственного эффекта.
Следовательно, последняя из перечисленных здесь энергий представляет собой своего рода программу управления, благодаря которой все необходимое в человеческой системе осуществляется с использованием нужных сил, в правильном соотношении, в соответствующее время, в наиболее подходящем ритме и наиболее выразительным образом.
Другие энергии (со 2-й по 6-ю) выполняют различные функции, взаимодействуя друг с другом, как будет описано ниже.
Важно также отметить, что мы не будем описывать энергетические органы типа известных нам из индийской йоги чакр. Вместо этого мы остановимся на качествах энергий, которые являются их уникальными характеристиками. Силы действуют в каждом энергетическом органе существа. Но плотнее всего они сконцентрированы в том носителе функции, который находится ближе всего к ним. Упомянутые носители функций являются одним из примеров энергетических органов.