Смысл иероглифа "Рэйки".
В этой главе мы подробно обсудим значение этого замечательного знака.
Его послание содержит несколько уровней и, если рассматривать его в целом, раскрывает увлекательную информацию о работе энергии Рэйки. Мне лично очень помогло мое углубление в этот символ. Я обретал способность проникать в самую сущность, и в результате смог лучше проработать множество вопросов. Мое общее понимание духовности и того, как работает энергия, позволило мне разработать целую серию эффективных техник Рэйки Радуги. Может быть, углубление в символ Рэйки поможет и вам в продвижении на вашем пути.
Здесь необходим небольшой экскурс в историю. Японские иероглифы создавались на основе китайских. На протяжении столетий Китай во многих отношениях играл для Японии роль культурной и религиозной модели. Но даже в древние времена Япония была склонна впитывать влияния других культур и, приспосабливая их, развивать свои собственные, особые качества.
В китайском языке аналог японского Рэйки носит название Лин Ци. Насколько мне известно, впервые о нем упоминается в трактате, написанном конфуцианским философом Мэнсиусом (Мэн-цзы) около 300 года до новой эры. В этом трактате он выражает недовольство по поводу того, что в монастырях проводят слишком много медитаций с целью получения мирских благ, а истинно важным аспектом, обеспечивающим личное открытие человеческого существа божественному — работой с использованием Лин Ци, — пренебрегают. Оказывается, подобные проблемы существовали во все века.
Рис. 1. Старый иероглиф для обозначения Рэйки. Рис. 2. Новый иероглиф для обозначения Рэйки.
Анализ иероглифа, обозначающего Рэйки
Для того чтобы точно понять, что означает Рэйки, мы должны разделить соответствующий иероглиф на два отдельных элемента.
Чтобы добраться до сути, важно обратиться к истории и проследить способ написания каждого из элементов и смысл этих аспектов.
Давайте сначала рассмотрим символ для Ки:
На рис. 3 приведено каллиграфическое изображение символа, который играет также роль во многих других формах работы с тонкой энергией, в медитации и медицине. В настоящее время термин Ки используется в Японии в сотнях сложных слов. Существует даже Словарь Ки, где приведены исключительно выражения, содержащие слово Ки. Японцы, среди прочего, понимают под Ки следующие понятия: дух, душа, сердце, намерение, настроение, темперамент и/или атмосфера (в смысле качества того, что окружает человека, игры или произведения искусства, или того, что преобладает в помещении).
Самая старая, первоначальная форма, верхняя часть — без наклонной черты — означает «облака». Это можно интерпретировать как воду, которая фактически преобразуется в нечто духовное и поднимается в небо. Следующий уровень смысла связан с «молитвой» и «нищенствованием» (рис. 4).
Позднее был добавлен иероглиф, обозначающий «рис». В Китае рис с незапамятных времен служит основной пищей и выражает качество Ци, питающей тело, ум и душу (рис. 5).
В Древнем Китае существовали и другие версии иероглифа для Ци, которые в настоящее время почти не применяются. Поэтому иероглиф, приведенный на рис. 4, используется для обозначения Ки в ряде вариаций и символизирует пар, напоминающий облако.
Кстати, можно провести интересную параллель с обширным исследованием, выполненным великим австрийским ученым бароном фон Рейхенбахом в XIX столетии. Им были проведены многочисленные опыты по восприятию людьми средних способностей различных форм жизненной энергии, которую он назвал «Од». Он обнаружил, что эта энергия часто воспринимается как тонкий туман. О подобных наблюдениях сообщают также английские медиумы. Этот старый способ написания символа Ки, по существу, представляет некоторую духовную и энергетическую абстракцию, которая отделена от материального уровня или излучается в виде поля и поднимается к небу, к творческой силе.
Как мы знаем, поднимающийся от земли пар приводит к образованию облаков и, в конечном счете, к дождю. Дождь возвращается на землю, в царство материи, чтобы питать ее. Нетрудно усмотреть связь между смыслом иероглифа и молитвой, ритуалом и магическими действиями.
Высказывание китайского классика Лао-Цзы, который жил в период Чжаньго («Воюющих царств») (475-221 гг. до н. э.), содержит важную информацию о смысле символа, обозначающего жизненную силу: «...То, что духовно, есть часть небесного. Физическое есть часть земного. То, что принадлежит небесам, чистое и быстротечное. То, что принадлежит земле, плотное и вязкое. Когда дух покидает форму, и то и другое вновь обретает свою истинную природу».
Это означает, что жизнь прекращается тогда, когда душа, принадлежащая небесам, сущность духовной природы человеческого существа, отделяется от своей материальной формы — тела. С другой стороны существует менее радикальное восприятие, о котором уже шла речь выше. В этот момент части души поднимаются в небо подобно пару, под действием солнечного тепла освободившемуся от уз материальной связанности. Они устремляются от земли в сияющие небесные просторы, к своему источнику, чтобы получить совет и набраться сил от Источника Жизни. Они получают энергию и возможность следовать желаниям творческой силы, чтобы формировать и возрождать жизнь на материальном уровне духовным путем.
Необходимые для этого условия описывает другая китайская книга мудрости, И Цзин (Книга Перемен), в Гексаграмме 11, называемой «Покой». Чтобы конструктивно формировать процесс жизни для всех его участников, женское, материальное Инь должно быть помещено над мужским, духовным Ян. Если перевести на язык практики, это означает, что духовное восприятие и переживания следует полностью превратить во что-то такое, что окажется полезным в повседневной жизни, а тело с его чувствами, желаниями и ощущениями должно превратиться в храм творческой силы. Тогда то божественное, что есть внутри человеческого царства, может быть воплощено в жизнь. Фактически, то же самое представление лежит в основе индийской Тантры, искусства и науки об использовании чувственности тела и его способности испытывать удовольствие для духовных переживаний и личного развития.
Противоположное состояние описывается в Гексаграмме 12 книги И Цзин, «Застой». Символически оно выражается в расположении духовного, мужского Ян над материальным, женским «Инь». Теперь их взаимоотношения друг с другом невозможны, поскольку естественное движение Ян направлено вверх, к небесам, а естественное движение Инь направлено вниз, к земле. Используя привычные понятия, можно сказать, что духовные переживания и восприятие рассматриваются как цель сами по себе и тщательно оберегаются от повседневной жизни, тогда как энергии и желания тела существуют вне связи с духовными целями. Они сами по себе тоже могут рассматриваться как цель.
Другие способы написания иероглифа Ки
Один из более древних способов написания иероглифа для обозначения Ки заключается в соединении верхней части иероглифа, приведенного на рис. 1, без добавления снизу наклонной черты, с иероглифом, обозначающим «огонь», или «дыхание и огонь».
Смысл этого изменения в том, что огонь, который, согласно китайскому мистицизму, связан с осуществлением личной духовной задачи, следуя Мэнсиусу (см. ниже), называют «долгом». Этот долг позволяет божественному центру человеческой природы стать со временем определяющей частью человека. Этот процесс объясняется в 30 Гексаграмме И Цзина — «Сияние». Только открывая свое сердце духовной задаче в материальном мире и становясь носителями и хранителями духовного света, божественного пламени, мы становимся посланниками Бога. Этого невозможно достичь с помощью формально выполняемых техник, а только благодаря глубокой духовной направленности всего образа жизни. Дыхание, которое включает несколько признаков Ки, в том числе и огонь, может стать мощным инструментом освобождения тела от блокировок, препятствующих течению божественных жизненных сил. Это известно каждому врачу.
С помощью дыхания мы можем направлять свое внимание на конкретные области тела и на отдельные органы. А когда на каком-то участке сфокусировано внимание, это облегчает течение через него жизненной силы. Чем свободнее циркулирует в теле жизненная сила, тем легче оно освобождается от отходов и токсинов, его вибрации становятся более высокими и более духовными. Чем выше его вибрации, тем вероятнее оно будет ощущать свою собственную божественность и божественный свет внутри. Тогда, совершая свой жизненный путь, мы можем на них ориентироваться.
Прежде чем приступить к интерпретации остальной части иероглифа, мне хотелось бы предоставить слово Мэнсиусу*, одному из известнейших мудрецов древнего Китая, чтобы он объяснил смысл концепции Ки/Ци:
«То, что мы понимаем под жизненной силой (Ци), есть нечто, обладающее наибольшим величием, наибольшей прочностью. Если ее питать тем, чем следует, и не причинять ей вреда, она становится посредником между невидимым и видимым мирами. То, что мы понимаем под жизненной силой, неразрывно связано как с долгом, так и со смыслом жизни. Без них она могла бы только истощаться. Это то, что создается в результате постоянного выполнения долга, а не то, чем можно завладеть, выполнив свой долг однажды» .
В другом месте поучительной истории Мэнсиус говорит о Ци как о душе, центре нашей духовной природы. Возможно, вам легче будет представить эту ситуацию, если вы представите Ци как поле, излучаемое душой человеческого существа. Если это поле ослаблено или блокировано, оно больше не может поддерживать бодрость тела. Испытывая недостаток в ориентации и силе, тело становится слабым и больным. В таком теле душа начинает забывать, чем она является на самом деле, откуда она пришла и куда должна вернуться. Если душе напомнить об ее истинной природе, продемонстрировав наличие божественного внутри себя, она опять сможет сориентироваться, увеличится ее сила и радость, вера в жизнь, интуиция, она начнет выздоравливать.
В «Истинной канонической книге философа из Наньхуа (или Нань-хуа чжэнь цзин)», написанной китайским классиком Чжуан-цзы в IV веке до н. э., о Ци сказано следующее: «Человеческие существа рождаются благодаря накоплению силы (Ци)*. Жизнь состоит из силы Ци). Когда сила исчезает, жизнь заканчивается. Во Вселенной существует только одна жизненная сила».
В другом месте своей работы Мэнсиус пишет, что Ци, жизненная сила, возникает в результате превращений Инь и Ян.
Коротко об эзотерическом смысле понятия Ки/Ци
Приведем две имеющиеся интерпретации этого сложного понятия:
Благодаря солнечной, «горячей» силе из материи освобождается эстетическое, питающее качество, восходящее к небесам (к Божественному).
Или:
Благодаря добавлению к материи большого количества энергии ее духовные/божественные составляющие усиливаются.
Даже сегодня этот принцип успешно применяется в даосской Йоге, в индийской Тантре, а также в восточной и западной алхимии — и в Рэйки.
Каким образом Ки связано с Рэй?
На рис. 7 приведена старая форма написания символа Рэй. В буквальном переводе он означает: «дух, не имеющий качественного определения», или даже «духовный». Если исходить из его действительного смысла, этот символ можно перевести как «тайный смысл», а также «скрытая сила».
Добавив к этому более старые слои его смысла, которые приводятся в китайском Лин, можно получить более подробную информацию. В Древнем Китае этот термин использовался в тантро-буддийских и даосских кругах при работе с энергией и медитации. К нему можно применить объяснение, которое я слышал на семинаре по одному из методов цигун: «При использовании этого метода дух достигает совершенного успокоения; такой покой называется «совершенным», поскольку превосходит любой вид земного покоя, даже вечный покой смерти. Из этого покоя выкристаллизовывается свет (ума), дающий просветление, духовное качество (Лин) которого пропитывает все существо медитирующего и его естественные духовные стремления.
Устаревший смысл из эры развития даосской философии относится к области шаманизма. Здесь Рэй (китайское Лин) можно перевести как «вызывание дождя». Верхняя часть символа представляет «дождь» (рис. 8). Средняя часть (рис. 9) символизирует три открытых рта, а нижняя (рис. 10) означает «колдун», или «шаман».
Чтобы немного облегчить понимание этого буквального перевода, можно его интерпретировать, например, следующим образом: шаман согласует три части своего существа — тело (внутреннего ребенка), ум (среднее/рациональное «сознающее» я) и душу (высшее я) — со своим желанием достичь цели, то есть вызвать дождь. Для этого подвига нужна сила любви, готовая поддержать истину, красоту и доброту, а также восприимчивость отдельных составляющих личного Я. Сюда также входит желание улучшить наше собственное положение и положение людей, которые нас окружают.
Как уже объяснялось при обсуждении понятия Ки, «дождь» можно понимать как воздействие божественного на расширяющееся личное духовное поле человеческого существа. В этом контексте техника Рэйки Радуги по призыванию ангела при лечении на расстоянии (как представителя творческой силы) — в качестве проводника — должна пробуждать взамен мощную целительную энергию. Потом это может проявиться в материальном мире, например, через человека, который посылал дистанционное Рэйки в виде субстанции Рэйки Радуги.
Сама по себе троичность, например троекратное повторение мантры для активизации символа Рэйки в процессе лечения на расстоянии, является существенной составляющей многих форм современной работы с энергией.
Божественное также часто изображается в виде троицы.
В классических китайских текстах Лин продолжают рассматривать как силу, способную создавать эмоционально окрашенные представления, которая формирует и движет материальные структуры согласно направлениям духовного царства — совместно с Ци. В общем, Лин — это послание без посланника, письмо без почтовой марки.
Хотя продолжительное углубление в эти объяснения символа Рэйки требует определенной работы, оно может принести удивительные новые озарения.
*Мастер Мэн, известный также под именем Мэн-Тэ или Мэн-цзы (372-289 гг. до н. э.), был одним из виднейших учеников великого Конфуция.
Что заставляет силу (Ци) накапливаться? К ней должна быть добавлена «Рэй» — китайская «Лин».