"Я обладаю..., но я нечто большее чем...". Техника растождествления растождествление

В сознании любого человека неявно присутствует опыт сущностного осознания себя собой: «я — это кто?».

Именно опыт такого рода отличает наше сознание от сознания животных — существ сознательных, но не самосознательных. Как правило, люди сознают себя не столько явно, сколько «неявно», потому что самоосознание обычно смешано с содержаниями сознания. Часто присутствует ошибочное отождествление себя с содержанием сознания, а не с сознаванием как таковым, то есть отождествление себя с тем содержанием сознания, которое вызывает у человека в данный момент чувство наибольшей полноты жизни, кажется самым настоящим, самым глубоким,

Простыми словами: человек хочет чего-то и считает, что ничего для него нет важнее, т.е. отождествляет себя с желанием.
Если спросить его «кто ты? », то может ответить — «врач». Значит, он отождествляет себя с профессией. Может ответить «Иванов» — отождествляет с фамилией, «русский» — отождествляет с национальностью. То есть он то, что сейчас для него является наиболее предпочтительным.

Растождествиться — это значит усомниться во всем в отношении себя, и ответить на вопрос — "кто я и зачем живу?".

Чтобы сделать явным свое самоосознание, нужно сперва растождествить себя с содержаниями сознания.

Растождествление  — это способ понять, что в нас главное, а что второстепенное.

Человек — это его душа, тело, разум, самосознание. Однако, часто мы забываем об этом и полагаем что главное в человеке его деньги, физическая привлекательность, карьера, одежда, гаджеты, автомобиль, должность...

Отождествление может принимать самые разнообразные формы.

Некоторые люди отождествляют себя со своим телом. Они говорят о себе преимущественно в категориях физических ощущений, как если бы были своим телом.
Например: «Я красивый», «я легкая, как тростиночка» или, наоборот, «я толстуха».

Другие отождествляются со своими чувствами; они переживают и описывают свою жизнь языком чувств, считая их центральной и самой близкой себе частью своей натуры.
Например, «я добрый», «я щедрый», «я милосердный».

Есть те, кто отождествляется со своим умом, предпочитают описывать себя языком интеллектуальных конструкций, — даже тогда, когда их спрашивают о том, что они чувствуют.
«Я инженер», «я ученый», «я малограмотный». Чувства и ощущения они считают чем-то второстепенным, недостойным внимания. 

Многие отождествляются со своей ролью. Они живут, работают и воспринимают себя в рамках этой роли, например, «я мама», «я жена», «я студент», «я бизнесмен», «я учитель» и т.д.

Отождествление себя с одной из своих частей может какое-то время вполне удовлетворять человека, но оно не позволяет обрести опыт раскрытия себя для себя, опыт глубинного отождествления с самим собой, познания истинного себя. Оно исключает или значительно понижает способность радоваться и полноценно использовать все свои ипостаси. 
В результате такого частичного самоотождествления «нормальное» самопроявление человека ограничено и являет миру лишь часть того, кем он может быть. 

Осознание или даже смутное ощущение того, что он по какой-то причине не имеет доступа к осуществлению значительной части своих возможностей, может вызвать у человека подавленное состояние и болезненное чувство неполноценности. Рано или поздно к человеку приходит щемящее чувство утраты и даже отчаяния.
Например, у актрисы прошел период молодости, активной работы, и она уходит в депрессию. У мамы дети выросли, и она теряет смысл жизни. Специалист теряет работу и впадает в панику, что конец этой карьеры — это конец его жизни.
Такой период болезненного кризиса можно расценивать как своего рода психологическое «умирание».

Никакие судорожные попытки сохранить свою жизнь в рамках прежней самотождественности здесь не помогут. Единственно верным решением проблемы может быть лишь «второе рождение», то есть новое и более широкое отождествление.

Иногда в этот процесс вовлекается вся личность, что приводит к ее пробуждению или «рождению» на новом уровне бытия. Нередко этот процесс протекает без ясного понимания его значения, а зачастую и вопреки воле и желанию человека. Но сознательное, целенаправленное и добровольное стремление человека к пониманию себя, к своей целостности, может в огромной степени облегчить протекание кризиса и ускорить его благополучное разрешение.

Внешний мир может говорить человеку: «Не принимай близко к сердцу»,«Богу — богово, кесарю — кесарево»,«Ничего личного». Можно сказать человеку: «Нет, вы — это не ваша карьера; вы — это не ваше красивое тело; вы — это не ваши дети; вы — это не ваши родители. Вы — это вы сами, «Я», душа, ядро вашей сущности».
К сожалению, такие простые увещевания редко бывают эффективными.

Лучше всего делать целенаправленно упражнения в растождествлении и самоотождествлении. Благодаря этому можно обрести свободу и способность выбирать быть любой из сторон своей личности, в зависимости от того, что представляется в той или иной ситуации более уместным. Тем самым можно научиться владеть, управлять и пользоваться всеми составляющими своей личности, объединяя их в одно гармоничное целое. 

Для различения человеком главного и второстепенного можно использовать структурированные упражнения по растождествлению.

Растождествление важно для решения многих жизненных ситуаций, где требуется взглянуть на себя со стороны.

Предлагаю упражнение из программы факультета психологии СПбГУ, которое в практике психосинтеза считается основным.

Первый этап упражнения — растождествление — состоит из четырех частей, связанных с физической, эмоциональной, умственной и мотивирующей составляющими личности.
Затем следует этап самоотождествления.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Сядем удобно и расслабимся; медленно сделаем 10 глубоких вдохов и 10 выдохов, мысленно следя за своим дыханием.
Почувствуем, как с каждым новым вдохом дыхание становится более глубоким и спокойным.
Почувствуем биение сердца. Оно бьётся спокойно и ритмично. 
Медленно и осмысленно скажем себе следующее: 

1 У меня есть тело, но я не тело. Мое тело может быть здоровым или больным, усталым или отдохнувшим, но все это никак не затрагивает моего подлинного «я». Это не влияет на моё осознание себя, на мою личность. Я ценю свое тело как инструмент познания и деятельности в окружающем меня мире, но оно не более чем мой инструмент. Я берегу его и стремлюсь поддерживать в добром здравии, но я — не оно. Я обладаю телом, но я не тело.

Сконцентрируем свое внимание на основной идее: "я обладаю телом, но я не тело".
Пытаемся по мере возможности сознавать это как факт личного опыта.  

2 Я обладаю чувствами, но я не чувства . Мои чувства многообразны, изменчивы, подчас противоречивы. Они могут переходить от любви к ненависти, от спокойствия к гневу, от радости к горю, тогда как сущность моя, истинная моя природа не меняется, я всегда остаюсь целостным.  «Я» остается неизменным. Иногда меня может захлестнуть волна гнева, но я знаю, что со временем это пройдет, и поэтому я — не гнев. Мои чувства — не я. Поскольку я могу наблюдать и понимать свои чувства, я могу управлять ими, пользоваться ими, но я — не чувства. Я обладаю чувствами, но я не чувства 

3 Я обладаю умом, но я не ум. Мой ум — ценный инструмент исследования и самовыражения, но он не представляет собой моей сути. Его содержание постоянно меняется, обогащаясь новыми идеями, знаниями и опытом. У меня есть интеллект. Он развит и активен. Он является инструментом для познания окружающего мира и моей личности. Он прекрасный инструмент для творчества. Иногда ум меня не слушается. Следовательно, он не может быть назван мною. Это не я, а мой орган познания внешнего и внутреннего мира. Я обладаю умом, но я не ум.                                                        

4 У меня есть мотивации, но я не мотивация. Мои мотивации — ещё одна очень важная составляющая моей личности. В моём Идеале мои мотивации побуждают меня к активному действию, к привнесению в жизнь основных ценностей, важных для всего человечества: радость жизни, познание, развитие, товарищество, дружба, любовь. Даже когда мои мотивации отклоняются от моего Идеала, я в состоянии осознавать это и управлять моими мотивациями. Потому что я доверяю себе. Я верю себе. Я верю в человека.

Далее следует этап отождествления. 

После растождествления себя с содержанием своего сознания (ощущениями, чувствами, мыслями), я сознаю, что я — центр чистого самосознавания. Я — центр волеизъявления, способный наблюдать все свои психические функции и физическое тело, а также управлять ими и применять их.

Цель настоящего упражнения — войти в особое состояние сознания. Как только эта цель будет достигнута, большинство процедурных деталей упражнения может быть опущено. Таким образом, обретя некоторую практику, можно видоизменить упражнение и быстро проходить этапы растождествления, используя лишь основное высказывание каждого этапа и сосредотачиваясь на его непосредственном переживании: 
Я обладаю телом, но я не тело.
Я обладаю чувствами, но я не чувства.
Я обладаю умом, но я не ум.
Я обладаю мотивацией, но я не мотивация.

После этого полезно будет глубже поразмыслить над этапом самоотождествления в следующем ключе: Кто я в таком случае?
Что остается после того как я растождествился со своим телом, ощущениями, чувствами, желаниями, умом, действиями?

Сущность моего "я" — это центр чистого самосознавания. Это то, что остается неизменным в вечно изменчивом потоке моей жизни. Это то, что дает мне ощущение бытия, постоянства, внутреннего равновесия. Я утверждаю свое тождество с этим центром и сознаю его устойчивость и силу.
Я признаю и утверждаю себя центром чистого самосознавания и творческой энергии. Я сознаю, что из центра истинной самотождественности я могу научиться наблюдать, управлять и согласовывать между собой все свои психические функции и физическое тело. Я хочу постоянно пребывать в этом центре, чтобы облегчить свою повседневную жизнь и придать своей жизни в целом более глубокий смысл, сделать ее более целенаправленной,

Конечная цель данного упражнения состоит в том, чтобы, быстро пройдя все фазы растождествления, пребывать в «я» столько, сколько нужно. Когда это достигнуто, то при желании можно в любой момент растождествиться с любой слишком сильной эмоцией, раздражающей мыслью, неуместной ролью и т.п., заняв позицию невовлеченного наблюдателя, которая позволяет яснее увидеть значение ситуации, ее причины и наилучшую линию поведения при сложившихся обстоятельствах.

Можно видоизменять это упражнение в соответствии со своими целями и жизненными потребностями, добавляя новые стадии растождествления, которые бы охватывали другие составные части и роли личности. Его можно начинать также с растождествления со своей материальной собственностью.

Например: Я обладаю желаниями, но я не желания. Желания порождаются физическими или эмоциональными влечениями и другими воздействиями. Нередко они изменчивы и противоречивы, сопровождаются чередованием симпатии и антипатии; следовательно, они не я. "Я обладаю желаниями, но я не желания".

Я вовлечен в различные виды деятельности и играю множество ролей. Но Я это не мои роли. Я должен играть эти роли, и я хочу играть их как можно лучше, будет ли это роль сына или отца, жены или мужа, учителя или ученика, художника или чиновника. Но я не только сын, отец или художник. Это не более чем роли — частные роли, которые я добровольно играю, будучи в состоянии наблюдать за своей игрой. Следовательно, эти роли — не я. Я — это я, и я не только актер, но и режиссер данного представления.

"Я обладаю..., но я нечто большее чем..."

Есть еще простая процедура растождествления и занимает она примерно тридцать — сорок пять минут.

На отдельных карточках нужно дать от трёх до восьми важных для себя ответов на вопрос: "Кто я? Какие у меня роли?"
Затем просмотрим свои восемь ответов и расположим их в порядке значимости и близости к центру своего существа.
Затем сосредоточимся на наименее значимой карточке и поразмышляем о том, как бы мы себя чувствовали, отказавшись от этой роли.
Через две-три минуты переходим к следующей карточке и так далее, пока не избавимся от всех восьми ролей.

Упражнение вызывает сильные эмоции и серьёзный мировоззренческий сдвиг.

Другие способы растождествления:
1.Переключение.
Временная смена занятия. Полезно активное физическое движение.
Например, сделать перерыв в дискуссии или такой вариант как параллельное занятие: проводить беседу за какой-то работой по хозяйству или не очень сложной на производстве.

2.Релаксация.
Если человек владеет релаксацией и позволяют условия — уйти в релаксацию, чтобы сбросить сложившееся психофизиологическое состояние.
«Расслабленные мышцы расслабляют мозг», т.е. по физиологической обратной связи вызывают спокойное состояние.
В этом варианте помним, что молитва или медитация не является релаксацией.
Для тех, кто знаком с аутогенной тренировкой, можно попробовать увидеть ситуацию, находясь в состоянии «пассивного наблюдения».

3. Мысленное отдаление в будущее.
Представим как мы вспомним текущую ситуацию завтра. Поймаем ощущение.
Теперь представим, что прошла неделя. Как мы вспоминим прошедшую неделю и в числе прочих событий и сегодняшнее событие?
Теперь представим что прошёл месяц. Представим как через месяц вспоминится сегодняшний день и сегодняшние события.
Теперь представим что прошёл целый год. Получится ли вообще выделить это событие среди всех событий, которые случатся за год?

Растождествление — это выход за пределы материальных и социальных оболочек. Это приход в такое состояние, когда поведение человека не захватывают эмоции, навязчивые мысли и психофизиологические состояния, лишающие его объективности в оценке происходящего и вызывающие стереотипные реакции.

Растождествление важно для решения многих жизненных ситуаций, где требуется взглянуть на себя со стороны, а так же для удержания в конструктивном русле дискуссии, особенно касающейся сложных вопросов.

Критерии растождествлённости:
1 Психофизиологическое спокойствие.
Ровное дыхание, спокойный голос, в меру напряжённые мышцы тела, плавные движения.

Проба мелкой координации с помощью простых упражнений: провести прямую линию или нарисовать геометрическую фигуру вытянутой рукой, переливание воды из стакана в стакан с большой высоты, из заварного чайника в чашку, жонглирование (бросить и поймать два предмета).
В случае, когда спокойствие не достигнуто, упражнения снова выполняются и результаты сравниваются.

2 В случае дискуссии признание, что мы понимаем точку зрения оппонента и способны воспроизвести ход его мыслей.

3 Общая оценка состояния человека окружающими его людьми.

По материалам книги Тома Йоуменса "Практикум по психосинтезу".


Также рекомендую:

Растождествление и привязки

Растождествление помогает достичь состояния оторваться от привязок, которые могут являться ложными. Привязки отнимают много энергии и мешают нам двигаться туда, куда нам хотелось бы в категориях разума, радости и гармонии. Убираем все, что мешает нам получать полное удовлетворение от жизни.

Сила молитвы

Как молитва влияет на мозг человека и что именно происходит в момент молитвы.

Матрица Судьбы

Матрица Судьбы — метод построения энергетического портрета человека, который позволяет лучше понять себя или другого человека, получить ответы на свои вопросы и улучшить качество жизни. Этот метод диагностики и прогностики разработала и предложила миру Наталья Ладини, мастер Рейки, таролог, психолог, мастер регрессий и женский практик. А я прошла обучение по работе этой методикой.

Состояние Жертва

Когда мы принимаем решение двигаться вперед по нашей линии жизни, есть вероятность проявления самосаботажа. Рассмотрим общие моменты что делать в таком случае.

Растождествление и привязки

Растождествление помогает достичь состояния оторваться от привязок, которые могут являться ложными. Привязки отнимают много энергии и мешают нам двигаться туда, куда нам хотелось бы в категориях разума, радости и гармонии. Убираем все, что мешает нам получать полное удовлетворение от жизни.