Иисус и деньги
Тема Иисус и деньги редко поднимается в обсуждениях, однако, это очень важный момент, нуждающийся в понимании.
Деньги, как эквивалент вложенного труда, были у человечества всегда и они очень нужны для определения возможностей человека в материальном мире. Деньги были придуманы человеком именно потому, что они облегчали обмен товарами, а именно торговля дает человеку все, что ему нужно для полноценной жизни. Поэтому деньги надо ценить, любить и относиться к ним уважительно, не забывая, что они являются именно средством, а не целью жизнью.
За то, что человек выполняет определенную работу, ему положено вознаграждение. Не так важно, как много мы получаем, намного большее значение имеет то, как мы относимся к тому, что имеем. Отдельно взятый человек может зарабатывать много и при этом постоянно находиться в нужде по той причине, что он подвержен страстям . С другой стороны, человек, обладающий средним уровнем дохода, способен абсолютно комфортно чувствовать себя, получая все необходимое или более того.
Читая Евангелия мы видим несколько отрывков, где Христос говорит о деньгах. И хоть Он сам не нуждался ни в чем, и денег хватало на содержание 12-ти апостолов первого круга и 70-ти апостолов второго круга, Он помогал всем, кто обращался за помощью.
Чем же были для него материальные блага и как он к ним относился?
Фарисеи, желая подловить Христа, спросили Его нужно ли платить налоги Цезарю? Ответ «да» дискредитировал бы Его перед евреями, которые были покорены Римом и оказался бы богохульством — потому что евреи считали себя богоизбранной нацией. С другой стороны ответ «нет» был бы призывом к мятежу и Христа можно было арестовать за восстание против императора.
«Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.» (Лк. 20:20-26)
Выражение «кесарево кесарю, а Божие Богу» послужило универсальной формулой, позволяющей христианам жить одновременно по светским законам и религиозным заповедям.
Марк описывает (4.19) отношение Иисуса к деньгам: "но беспокойства этой системы вещей, обманчивое богатство и желание всего прочего вторгаются к ним и заглушают слово и оно становится бесплодным". Не отрицая значение денег и вещей в материальном мире, Иисус говорил о расстановке приоритетов. Если материальное берет верх, то Душа отходит от Бога.
Если говорить о материальном благосостоянии самого Иисуса Христа, то в Евангелиях говорится, что у него была достаточно дорогая одежда, о которой стражники бросали жребий после его распятия. Сам он говорил:"Делили между собой мою верхнюю одежду и о моем одеянии бросали жребий".
"Тогда они решили между собой: "Не будем ее рвать, а бросим о ней жребий и посмотрим, кому она достанется" (Иоанн 19.24)
Так же Евангелия повествуют, что перед распятием римские воины с Христа сняли сандалии. В тот исторический период не все люди могли носить сандалии из натуральной кожи (винила в то время еще не было). Обычные люди тогда просто ходили босиком.
Мы видим, что Иисус пользовался материальными благами и не отказывался от радостей и удобства, однако, Евангелие от Матфея (4:4) поясняет: "Он же сказал в ответ: "Написано: Не только хлебом должен жить человек, но и каждым словом, выходящим из уст Божиих".
У Матфея есть и развернутое послание как относится к материальным благам (6:33): "Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что нам пить? или во что одеться? Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы".
То есть можно сказать, что материальные блага даются человеку тогда, когда они являются для него средством, а не целью.
Иисус был плотником, однако с определенного момента, он уже не промышлял этим ремеслом. Откуда же тогда у него были деньги?
Благодарные люди приносили сами ему дары, предоставляли ночлег и пищу.
Вспомним эпизод, описанный во всех четырех Евангелиях:
"Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; "
Ему несли самое лучшее и дорогое, что могли.
Собираясь около храмов или на площадях, ученики Иисуса собирали деньги у жертвователей и хранил их Иуда.
Иуда выделялся из среды других 12 апостолов своими экономическими способностями, поэтому он был казначеем Христовой общины, имея ковчежец и нося вметаемое в него (Ин. 12, 6) добровольными жертвователями, верными последователями Христа Спасителя (Лк. 8, 3).
Вспомним притчу о лепте вдовы:
Иисус был в Храме когда люди жертвовали деньги. Разные люди клали по-разному в зависимости от своего достатка. Одна бедная вдова положила две маленькие монетки — лепты.
«И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё.»
(Мк. 12:41—44)
Этот эпизод показывает что пожертвования деньгами допустимы Христом, но основное значение имеет не размер жертвуемых денег, а душевное состояние жертвователя. Выражение «внести свою лепту» вошло в наш лексикон и обозначает скромный, но важный вклад.
Также в повествованиях упоминаются «Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лк. 8:1-3).
То есть кроме пожертвований в ящик, Иисус принимал и постоянную финансовую поддержку — от достаточно состоятельных для этого женщин, в том числе близких к власти, как упомянутая «Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова».
Было бы, конечно, неверно видеть в служении Христа и апостолов «работу» в смысле «зарабатывания денег», но факт тот, что в ходе своего служения деньги они получали — иначе бы просто не могли его продолжать. Как получали деньги и последующие поколения церковнослужителей — начиная с апостолов.
4-я глава Деяний Святых Апостолов повествует: "Не было между ними (Апостолами) никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду."
Как говорит святой апостол Павел, «Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9:14).
Он сердечно благодарит Филиппийцев за оказанную ему материальную поддержку и мягко упрекает общины, которые ему такой поддержки не оказали: «Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. [Говорю это] не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, [как] благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу» (Фил. 4:15-18).
Апостол также неоднократно упоминает о сборе пожертвований в основанных им общинах, увещевая христиан проявлять щедрость. «Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:7, 8).
Обратим внимание на еще один интересный аспект: когда Иисус переворачивал столы торговцам в церкви — его никто не остановил. Представьте, может ли сегодня бедный человек в иконной лавке в церкви товар перевернуть, а вот олигарх если захочет, то спокойно это сделает.
А вот отношение Иисуса к щедрости: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,
и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
(Лук.12:16-21)
Щедрость для богатых и бедных — особая добродетель, убирающая страсть к богатству.
Богатые способны дать работу трудящимся, через богатых — Бог дает бедным средства к жизни.
Щедрость принесла спасение всей семье Закхея (см.: Лк. 19: 9); малоимущие благодарят Бога за то, что Он посылает им помощь богатых (см.: 2 Кор. 9: 8–11). «Благотворящий бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19: 17).
Щедрость освящает имеющего деньги, а жадность оскверняет и бедного.
Климент Александрийский выделял три степени щедрости:
первая — давать только определенным категориям просителей (один из «малых сих», пророк или праведник — см.: Мф. 18: 10; 10: 41–42);
вторая — давать всякому без различия («всякому просящему у тебя давай» — Лк. 6: 30);
третья — самому выискивать нуждающихся и организовывать дела благотворительности («приобретайте себе друзей богатством» — Лк. 16: 9).
«Посему, кто владеет собственностью, — замечает Климент Александрийский, — и золотом, и серебром, и домами, — как даром Божиим, и своими богатствами подателю всех благ Богу служит ко спасению душ, и кто знает, что этим он владеет более из-за собратий, нежели ради себя, кто господином состоит над своей собственностью, а не рабом ее… и постоянно занят какими-нибудь добрыми и Божественными делами. А если должен бывает этих вещей лишиться, то со спокойным духом и равнодушно расстается с ними, подобно тому как хладнокровен он был и к обладанию ими, того прославляет Господь как блаженного и называет нищим в духе (Мф. 5: 3), достойным наследником Царства Небесного».
Итак, богатство само по себе не грех и не добродетель.
Богатство — это не норма дохода на душу населения, а — превышение, преизбыток благ по отношению к одному отдельно взятому лицу и привычному именно для него уровню жизни. Бог, повышая уровень благополучия, фактически ввергает человека в испытание и дает ему возможность сохранить человечность в любых ситуациях.
Иеромонах Ириней Пиковский, преподаватель Сретенской духовной семинарии, пишет: "благоразумный, правильно распорядившийся своим избытком — получит награду, а нерадивый — потеряет и то, что думает иметь."
Как было сказано ранее, человек обеспечивает свое существование посредством денежных средств, которые получает в обмен на определенный труд.
В реалиях современного мира можно выразиться следующим образом: человек работает, исполняет свои должностные обязанности и за это получает оплату, на которую в последствии живет, ест, одевается, платит за квартиру.
Деньги являются средством удовлетворения базовых потребностей человека. Такой подход является угодным Богу, поскольку от сотворения Он знал, что Его детям будет необходимо трудиться для того, чтобы жить.
Еще во времена Адама и Евы, Господь заповедовал своим детям трудиться для того чтобы обеспечивать себя и своих близких. «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Бытие 3:19).
Но есть и другая сторона этого вопроса, когда деньги становятся целью, а не средством ее достижения.
В какой-то момент каждый из нас может поймать себя на мысли, что слишком сильно сконцентрировался на богатствах этого мира. Яркой иллюстрацией является всем известный библейский сюжет о богатом юноше, изложенный в Евангелии от Матфея 19:16-22: Он не смог отказаться от избытка материальных благ и не последовал за Христом.
Все, что мы делаем, все, что имеем, берет свое начало от нашего любящего Небесного Отца.
Нам необходимо всегда помнить, что помимо всех наших стараний существует и Его воля, и Его особый замысел. Только Ему подвластны все аспекты нашей жизни. Как бы сильно мы не пытались чего-то достичь, без Его руки все наши старания будут тщетны.
Очень важно проявлять доверие Богу во всем, в том числе и в финансовых вопросах. Только Он знает, что действительно нужно нам сегодня. Если наше сердце будет сосредоточено на Христе, на Его жертве, на Его учении, тогда, и только тогда Спасение станет для нас возможным. Как сказано: «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (От Матфея 6:21).
Иисус говорил:
"Я пришел, чтобы овцы имели жизнь и имели ее в изобилии. Я — добрый пастух. Добрый пастух отдает свою душу за овец." Иоанн 10:10
Поэтому вопрос нашего финансового благополучия — это вопрос нашей веры Богу.