Масленица: смысл, история и традиции

Масленица, как праздник, в православном календаре не числится.
В церковных книгах она называется Сырною неделею, подобно "всей предшествующей седьмице, на коей в среду и пяток едят сыр и яйца в отвращение предания Яковитской и Гетрадитской ериси".
В Сырную неделю церковь вспоминает об изгнании Адама из рая. Для православных это время — неделя о «страшном суде» — предпоследняя неделя из подготовительных к Великому Посту недель.

В это время рекомендуется не кушать мясо, а только молочную пищу, принято печь блины, отсюда и название — сырная неделя.
Последний день Сырной недели называется прощенным воскресеньем. Оно заканчивает собою череду подготовительных недель к Великому посту.
Всего «вводный» период длится 22 дня, и за это время Церковь настраивает верующих на нужный духовный лад.

Пост — время особое. Это особый ритм жизни. Естественно, что перемены в душе не совершаются в одночасье, и здесь нужна серьезная подготовка — и ума, и эмоций, и тела.

Сырная неделя — наиболее древняя среди недель перед Великим постом.
Она появилась под влиянием палестинской монашеской практики — местные иноки почти весь сорокадневный период перед Пасхой проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам. К началу Страстной недели они сходились снова, но некоторые не возвращались, умирая в пустыне. Понимая, что каждый новый пост может стать последним в их жизни, черноризцы за день до расставания просили друг у друга прощение и обменивались теплыми словами. Отсюда и название этого дня — Прощеное воскресенье.

У традиции всю неделю вкушать молочную пищу — даже в понедельник, среду и пятницу — тоже монашеское происхождение.

Ведь что такое пустыня? Это отсутствие пищи, а иногда — и воды. Естественно, перед таким испытанием нужно накопить силы. Речь, конечно, не идет о том, что в эти дни монахи объедались скоромными блюдами. Просто ввиду предстоящего в их жизни аскетического периода пост в понедельник, среду и пятницу отменялся.

Миряне эту монашескую традицию переняли и развили, но при этом смысл она получила несколько иной. Христианину-обывателю не нужно идти ни в какую пустыню, поэтому исчезает необходимость предварительного подкрепления себя белковой пищей. Но есть другой момент — в миру много соблазнов, сразу отказываться от которых рискованно. Поэтому постовые ограничения стали вводить постепенно, и Сырная неделя — один из таких этапов, когда уже нельзя кушать мясо и играть свадьбы, но еще можно веселиться и получать радость общения. Однако, не увлекаться особо, помня, что скоро пост.

Масленица — исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена.
Почему же Церковь все-таки освятила языческий праздник и наполнила его новыми идеями?

Христианство, пожалуй, самая толерантная религия на Земле. Возможно, это звучит странно на фоне частых заявлений со стороны о нетерпимости христиан, но это так. Христианство — религия преображения, которая все, что с ней соприкасается очищает от духовного мусора и переосмысливает в ключе Евангелий.

Церковь не внесла Масленицу в свой календарь, но сделало некогда языческий праздник тем ярким и гротескным периодом, который известен уже несколько столетий.
Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья.

Смысл праздника:

1 В основе этого праздника лежало общее для всех языческих культур цикличное восприятие времени, и чем архаичнее была цивилизация, тем больше внимания она уделяла тому, чтобы подчеркнуть эту идею цикличности.

Праславянская Масленица отмечалась в начале весны — в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество.
В средней полосе последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. То оттепель придет, то морозы прижмут. «Весна с зимой борются», — говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после — окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования.

2 Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками. И обряды Масленицы должны были наполнить землю силами, чтобы она дала обильный урожай. Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому неудивительно, что масленичным церемониям уделялось особое внимание. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.

3 Масленица говорила и о продолжении рода.

Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания. Жизнь сама по себе была основополагающей ценностью, а все остальное было лишь средством ее достижения.

4 Этот праздник был еще и поминальным.

Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом — в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Наиболее распространенным способом задобрить духов была тризна — поминальные действа, включавшие в себя жертвоприношения, траурный плач, обильные трапезы. Считалось, что в тризнах невидимо участвуют сами покойники.

По сути, Масленица была одной из попыток человека приблизиться к тайне жизни и смерти, своеобразной системой, в рамках которой весь космос воспринимался как бесконечная череда умирания и воскресения, тьмы и света, единства и борьбы противоположностей.

После принятия христианства сакральное наполнение Масленицы практически исчезло, остался лишь его внешний антураж и та веселость, которая известна нам по произведениям дореволюционных писателей.

Традиции, обычаи и обряды Масленицы

Первый интересный обычай — есть молочную пищу. Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название — Масленица, Масница, Блинница.

Еще одно (более древнее) название этого праздника — Колодий.
Связано оно с обычаем в течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами совершать удивительное действо — «колодочную жизнь». Женщины-селянки брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это — человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник — «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни». В четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия.

В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости.

Следующая особенность праздника — это его «женскость». Масленица так и звалась в народе — Бабская неделя.

В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху — заключались браки. То есть налицо тот самый культ плодородия, о котором мы говорили выше. При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия — и девственности (восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты), и материнства (женщина-мать, женщина-хранительница), и мудрости (женщина-старушка, женщина советчица). Доставалось «на орехи» и негативным качествам. Например, в пятницу зять должен был пригласить тещу в свой дом, потчевать ее, угощать водкой других гостей и приговаривать: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало!». Это был тонкий намек на излишнюю говорливость жениной мамы. Кстати, так называемые «золовкины посиделки» и вообще хождение женщин в гости друг к другу тоже являются частью «бабского» элемента праздника.

Очень важный момент всех древнеславянских праздников — это еда.

Когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе.
Поминальное происхождение имеют и традиционные блины.
С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин — это образ Солнца.
Но есть и другая версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый (намек на вечность), теплый (намек на земную радость), сделан из муки, воды и молока (намек на жизнь).
Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко — «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой».

К поминальным элементам относят и такие обычаи, как взятие снежного городка или кулачные бои. Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни. Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом.

Жертвой было и сжигание чучела зимы — этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов — они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года.

Библии чуждо учение о цикличности времени. Она говорит о том, что время — линейно. Хотя именно приход Христа показал людям рождение, воскрешение и вознесение, что по своей сути есть цикличность жизни души.
Поэтому православие не стало полностью уничтожать Масленицу как светский народный праздник, в котором присутствовали уважение к природе, и трепетное отношение к женщине, и почитание предков, и любовь к прошлому.

Об участии христиан в массовых гуляниях писал преподобный Антоний Великий, с которым случилась такая история.
Однажды охотник, стрелявший в пустыне дичь, заметил, как старец беседовал с монахами, и они все дружно и искренне смеялись.
Увиденное смутило человека, и он начал обвинять святого в праздности.
В ответ на нападки тот попросил охотника взять лук и натягивать тетиву до предела.
Лучник возмутился и заявил, что тетива наверняка лопнет, если ее натягивать сверх положенного.
На это старец ответил: — Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения.
Понятно, что иноки Антония смеялись редко. Но если разрядка нужна была даже монахам, закаленным духовными подвигами, то как трудно без элементарных человеческих радостей прожить мирянину.


Во время Сырной недели есть свои особенности богослужения в храмах.

Таких основных особенностей — две.
Прежде всего, Устав запрещает служить Литургию в среду и пятницу — так же, как и в сам пост во все будние дни (Великим постом по средам и пятницам совершается особая Литургия Преждеосвященных даров). Эта связано с тем, что в Православии совершение Евхаристии — всегда праздник и радость. А будничные великопостные богослужения пронизаны несколько иным настроением — настроением “светлой печали”.
И второе — в эти дни впервые в году совершается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего».
Во время поста она повторяется много раз в день, а на Сырной седмице ее творят лишь дважды, как бы напоминая, что скоро душа войдет в совсем иной ритм — ритм усиленной молитвы и покаяния.

Масленица — праздник радостный, и если он будет проведен в духе любви и добра, то нет ничего плохого, когда человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома.
Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял.


Также рекомендую:

Почему все в жизни не так, как хочется?

"Почему все в жизни не так, как хочется?" Этот вопрос часто возникает у человека, когда он не получет того, что хочет, когда он считает, что жизнь к нему не справедлива. Но дело как раз в том, что есть "хочу", а есть "нельзя". Причем это "нельзя" может быть именно сейчас или именно для тебя, или вообще ни для кого и ни в какое время.

А. Эйнштейн и Законы Вселенной.

Имя создателя теории относительности нередко приводят в качестве доказательства равной познавательной ценности научного исследования и веры в Бога. «Каждый серьезно занимающийся наукой приходит к убеждению, что в законах Вселенной проявляется духовное начало, несоизмеримо превосходящее духовные возможности человека.»

Размышления во время большого конфликта.

Военные конфликты между людьми, странами происходили и будут происходить всегда, как часть общественно-политического процесса. Важно научиться понимать эти процессы и научиться не вовлекаться в них. Важно научиться держать равновесие при любых обстоятельствах и сохранить в себе человечность.

Варны

Все люди разделяются на четыре Варны. Это уровень эволюционного развития человека в обществе. Для того, чтобы достигать желаемого, важно учитывать в каких энергиях мы находимся. Это и поиск работы, и создание семьи.

Три энергии материального мира.

Одни люди постоянно болеют, другие постоянно здоровы. Это зависит от выбора человека в каких потоках энергии ему находиться. От этого выбора зависит и уровень благополучия человека, и состояние его здоровья. Если знать о том, как они проявляются, то можно научиться ими управлять.