О Пресвятой Троице
Бог един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух.
Этот догмат занимает центральное место в богослужебной практике многих христианских церквей и является основой христианского вероучения.
В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления: Католицизм, Протестантизм, Православие.
В свою очередь в католицизме существует 31 направление, в православии 95 направлений, в протестантизме их 131. Итого, во всем христианстве на текущий момент существует 257 церквей.
Согласно догмату о Пресвятой Троице:
Бог Отец ни от кого не рождается и ни от кого не исходит;
Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца;
Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца;
Предвечно — в данном контексте безначально и бесконечно, существующий вне времени.
Все три Лица (Личности, Ипостаси) Троицы существуют в полном единстве, которое творит мир, заботится о нем и освящает его. Поэтому Три Божественные Лица выступают в качестве одной Личности Триединого Бога.
Это таинственно и непостижимо на уровне человеческого рассудка. Противоречиво, потому что не может быть выражено рационально.
Отец Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы его понять человеческий мозг должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. тайны Пресвятой Троицы можно только принять, но не понять.
Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий иудаизма, ислама, где Бог един.
Краткая форма символа веры ислама (шахады) гласит: «Нет никакого божества, кроме единого Бога (Аллаха), и Мухаммад (Магамет) — посланник Бога (Аллаха)!»
Иудаизм утверждает, что Господь Бог один, и Он не делится ни на какие части. Об этом пишет Рамбам: «Бог един — не два, и не более, чем два, но один, и нет подобного Его единству никакого другого единства в мире: не так един, как объединяющий в себе множество элементов, и не как тело, у которого есть части и края; но единство, которому нет подобного в мире». И об этом мы ежедневно дважды свидетельствуем: «Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь один».
Христианское учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1. Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2. Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.
3. Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.
Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик — нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».
Если провести параллель с электрической схемой, то Бог Отец — это материальная среда пространства, Бог Сын — нуклон (частица, которая является частью ядра атома вещества) этого пространства, а Бог Святой Дух — первичное Сознание материального пространства.
Василий Великий определил различие между «личностью» и «ипостасью», как между общим и частным. То есть у Личности может быть несколько Ипостасей.
Григорий Назианзин и Григорий Нисский определяли, что сущность личности Божества и отличительные ее свойства, т. е. неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Они определяли Божественные ипостаси «способами бытия» Божественной природы. Отличаются же Ипостаси между собой только формами проявления.
Когда мы называем Бога абсолютной Личностью, мы тем самым хотим выразить ту мысль, что Бог не определяется никакой ни внешней, ни внутренней необходимостью, что Он абсолютно свободен по отношению к Своему собственному бытию, всегда является таким, каким желает быть и всегда действует так, как того хочет, т. е. свободно проявляет Свои Ипостаси через триединую природу.
О множественности Ипостасей говорится уже в первом стихе Библии (Быт. 1, 26): «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Слово «сотворим» стоит во множественном числе. То же самое Быт. 3, 22: «И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло». «Из Нас» — тоже множественное число.
Блаженный Августин («О граде Божием», кн. 26) пишет об явлении Бога Аврааму: «Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому — исповедал Единого Бога в Трех лицах».
Указание на троичность Бога в Новом Завете — это прежде всего Крещение Иисуса Христа в Иордане от Иоанна, которое получило в Церковном Предании наименование Богоявления. Это событие явилось первым явным Откровением человечеству о Троичности Божества.
Далее, заповедь о крещении, которую дает Господь Своим ученикам по Воскресении (Мф. 28, 19): «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Здесь слово «имя» стоит в единственном числе, хотя относится оно не только к Отцу, но и к Отцу, и Сыну, и Святому Духу вместе. Святитель Амвросий Медиоланский следующим образом комментирует этот стих: «Сказал Господь «во имя», а не «во имена», потому что один Бог, не многие имена, потому что не два Бога и не три Бога».
Согласно церковному учению, Ипостаси обладают единой природой. Как же их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца — нерожденность, у Сына — рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа.
Свойства Бога вечно остаются неизменными (безусловность, безоценочность и бесстрастность) и принадлежат каждому из Божественных Лиц.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной.
Единосущее означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог.
Они имеют единое и нераздельное Божеское естество.
Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.
были использованы материалы из лекций священника Олега Давыденкова по догматическому богословию.