Пасха. История и традиции.
История возникновения праздника Пасхи уходит своими корнями в глубину веков.
Обратимся к Библии, к её части «Исход».
Еврейский народ, бывший в рабстве у египтян, терпел от своих хозяев великие мучения и притеснения. Но, не смотря на это, они уповали на милость Божью и помнили о данном им завете и о земле обетованной.
Среди евреев был один человек по имени Моисей, которого Бог и избрал себе пророком. Дав в помощь Моисею его брата Аарона, Господь творил через них чудеса. Египетский фараон долго не желал отпустить своих рабов на свободу. Тогда Бог повелел израильтянам вечером заколоть на каждое семейство по одному годовалому ягнёнку мужского пола и без порока, а кровью его помазать перекладины дверей своего жилища. Ягнёнка нужно было съесть за ночь, не ломая его костей.
Ночью ангел Божий прошёл по Египту и умертвил всех египетских первенцев от скота до человека, а еврейские жилища не тронул. В страхе фараон изгнал израильтян из страны. Но когда те подходили к берегам Красного моря, он опомнился и погнался за своими рабами. Однако Бог разверз воды морские и провёл евреев по морю, как по суше, а фараон был потоплен.
В честь этого события с тех пор и до сего дня евреи празднуют Пасху, как освобождение от египетского плена.
Еврейское слово Пе́сах обозначает — миновал, прошёл мимо. У христиан название праздника приобрело иное толкование — «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Как Бог освободил евреев от египетского рабства, так и христианин освобождается от рабства греха посредством смерти и воскресения Иисуса Христа; тем самым ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи христианской.
Церковное празднование Пасхи продолжается 40 дней в православии и 50 дней в католичестве.
Для чего нужна была жертва Христа?
По свидетельству Евангелия Христос был рождён от девы Марии и жил в доме плотника Иосифа.
Когда ему исполнилось 30 лет, он вышел на проповедь, уча людей заповедям Божьим. Спустя 3 года он был распят на кресте, на горе Голгофе.
Произошло это после праздника еврейской Пасхи в пятницу.
А в четверг была тайная вечеря, которая у Матфея, Марка и Луки описана как праздничная пасхальная трапеза (Мф. 26:17-19, Мк. 14:12-16, Лк. 22:8-15), где Христос установил таинство евхаристии, представив хлеб и вино, как свои тело и кровь.
Как и ягнёнок в Ветхом завете, Христос был заклан за грехи мира, а его кости также не были сломлены.
Иисус заменил Собой место пасхальной жертвы, и в результате «ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда», а новой пасхальной трапезой становится Евхаристия.
Поскольку казнь состоялась в пятницу, «то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу … просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Ин. 19:31), и воины перебили голени распятым разбойникам, однако же, «придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Ин. 19:32-32). Иоанн Богослов, который рассказывает об этих событиях, находит в них исполнение слов Священного Писания: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин. 19:36).
Согласно свидетельствам, после смерти, воскресения и вознесения Христа на небо история празднования Пасхи развивалась так: после пятидесятницы Пасху праздновали каждое воскресение, собираясь за трапезой и совершая евхаристию. Особо чтили этот праздник в день смерти и воскресения Христа, который поначалу выпадал на день иудейской Пасхи. Но уже во II веке христиане пришли к мнению, что не подобает совершать Пасху Христову в один день с распеншими его евреями, и постановили отмечать её на следующее воскресение после иудейской Пасхи. Так продолжалось вплоть до средних веков, пока христианская церковь не разделилась на православную и католическую.
В 1582 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввёл новую католическую Пасху, которая празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц.
К Пасхе привязаны важнейшие переходящие праздники, отмечаемые в последовательности евангельских событий:
Лазарева суббота.
О воскрешении Лазаря повествует только Иоанн Богослов:
«Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра её. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру её и Лазаря." (Ин. 11:1-5)
Иисус уже по дороге в Вифанию знал, что Лазарь умер, но шёл с учениками «дабы вы уверовали» (Ин. 11:15). На дороге он был встречен Марфой, которая на его вопрос: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11:25-27).
По дороге к гробнице Лазаря Иисус заплакал, и иудеи, видевшие это, говорили: «Смотри, как Он любил его». Когда подошли к пещере, в которой был погребён Лазарь, и отвалили от неё камень, Иисус стал молиться:
«Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.» (Ин. 11:41-43)
После этих слов из пещеры вышел воскресший Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». Иисус повелел развязать его.
Как повествует Иоанн Богослов, многие видевшие это чудо уверовали в Иисуса как в Мессию, но фарисеи из страха «c этого дня положили убить Его» (Ин. 11:53).)
Вход Господень в Иерусалим — за неделю до Пасхи:
По древнему иудейскому преданию, Мессия — Царь Израилев должен быть явлен на Песах в Иерусалиме. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя (Ин. 12:12);
Страстная Седмица — неделя перед праздником Пасхи:
Великий четверг — Христос устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской горнице в Иерусалиме. Это день иудейской Пасхи(Песах). Его еще называют Чистым четвергом. В этот день традиционно купаются в проруби, реке или бане. Пекут куличи, медовые пряники и варят кисель. А так же наводят дома чистоту и порядок. Православные окуривают дом ветвями можжевельника, ранее верили, что этот дым защищает от болезней и всякой нечисти. Дома украшают венками и живыми цветами.
Страстная пятница — по традиции в праздник Песах Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ требует отпустить Варавву.
После распятия Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб — пещеру до наступления субботнего покоя. При погребении присутствуют Мария Магдалина и «другая Мария»;
Великая суббота — первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых.
Пасха — Светлое Христово Воскресение.
Воскресение Христово — после субботнего покоя к гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и придет к своим ученикам в Галилее.
Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме — явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверение Фомы.
Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Иисус говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».
Христос продолжает являться ученикам в течение сорока дней после своего Воскресения, в частности, на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы (о чём сообщает Иоанн Богослов), а также более чем пяти сотням свидетелей (1Кор. 15:6);
Вознесение Господне — сороковой день после Пасхи.
На сороковой день после Воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов;
Пятидесятница — пятидесятый день после Пасхи (в православии совпадает с Днём Святой Троицы):
На пятидесятый день после Воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.
В современной жизни история празднования Пасхи разделилась на 3 русла — Пасху православную, Пасху католическую и Пасху иудейскую. Каждая из них обросла своими традициями и обычаями.
В православной традиции, начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим. 16:16), также 1Пет. 5:14, 1Кор. 16:20.
В течение Великой субботы и после пасхального богослужения происходит освящение приготовленных к праздничному столу куличей, творожных пасох и пасхальных яиц.
Пасхальное яйцо в христианской традиции обозначает Гроб Господень: яйцо, хотя снаружи выглядит мёртвым, внутри содержит новую жизнь, которая выйдет из него, и поэтому яйцо служит «символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его».
В православной традиции обычай дарить яйца связывают с преданием о яйце, подаренном Марией Магдалиной императору Тиберию.
Согласно легенде, святая равноапостольная Мария Магдалина нашла возможность явиться к императору и подарила ему яйцо, окрашенное в красный цвет, со словами: «Христос воскрес!» Выбор яйца как подарка, согласно святителю Димитрию, был вызван бедностью Марии, которая, однако, не захотела явиться с пустыми руками, цвет же яйца был призван привлечь внимание императора. В ином варианте изложения говорится о том, что сначала яйцо было совершенно обычным и что император, усомнившись в странном известии о воскресении, сказал, что как яйцо не может из белого стать красным, так и мёртвые не воскресают, — и яйцо покраснело у него на глазах.
Хотя яйца красят в разные цвета, именно красный является традиционным: он символизирует кровь распятого Христа.
Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинались народные гулянья. В императорской России народные гулянья с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная горка.
Пасхальными яйцами «христосовались» — разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди целовались трижды в щёки. Дети устраивали «покатушки», то есть у кого пасхальные яйца дальше укатятся. Пасхальные яйца в России катали по земле, чтобы она была плодородной.
Пасхальная служба, как и в древности, совершается ночью. После полунощницы начинается подготовка к Крестному ходу. Священнослужители с крестом, Евангелием и иконами выходят из храма, за ними следуют молящиеся с горящими свечами; трижды обходят храм в Русской православной церкви против движения солнца (против часовой стрелки, противосолонь), в Русской православной старообрядческой церкви — по движению солнца (посолонь).
Крестный ход останавливается у западных дверей, которые бывают затворены. Там читаются псалмы. Затем священник возглашает: «Христос воскресе». Далее поются пасхальные песнопения, народ входит в храм и начинается богослужение, совершается пасхальная литургия.
Отличительная особенность пасхальной службы: она вся поется. Храмы в это время ярко освещены свечами, которые молящиеся держат в руках и ставят перед иконами.
Самым известным храмом Воскресения Христова является Храм Гроба Господня (Иерусалимский храм Воскресения Христова).
В Москве сохранились несколько храмов в честь этого праздника, один из них — храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Первое упоминание о храме датируется 1548 годом.
В V—VII веках в Иерусалимской Церкви, пасхальное бдение начиналось с древнего обряда возжжения вечернего света. Однако начиная с IX века источники сообщают уже не просто о благословении вечернего светильника, но о схождении Благодатного Огня как о чуде.
Схождение Благодатного огня происходит в Великую субботу в храме Гроба Господня примерно с 12 до 15 часов по местному времени. Это символическое изображение страстей Христовых, Погребения и Воскресения Иисуса Христа. Церемонию проводят священники Иерусалимской православной церкви, Иерусалимского патриархата Армянской апостольной церкви, представители Сирийской и Коптской церквей. Вынос пасхального огня символизирует выход из Гроба «Света Истинного», то есть воскресшего Иисуса Христа.
Накануне таинства все свечи и лампады в церкви гасят. Два священника высокого ранга заходят в кувуклию. Это особое помещение внутри храма, типа часовенки, где располагается каменное ложе, на котором лежало тело распятого Христа. Зайдя внутрь с главной лампадой, закрывают за собой дверь, а через некоторое время выносят в ней Благодатный огонь и 33 свечи. Количество свечей равно возрасту Христа.
16 июля 1054 в соборе Святой Софии в Константинополе было объявлено о разделении христианства на католиков и православных. А в 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами. Православных считают за вероотступников и запрещают входить в Храм Гроба Господня. А в 1101 году в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.
Однако, в Великую Субботу 1579 года Православного Патриарха Софрония IV со священнослужителями снова не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны.
Стоящие у закрытых дверей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа. Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника.
Согласно традициям обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются местные православные арабы.
В Великую Субботу, через полчаса после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, сидя верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски. О времени установления этого ритуала нет свидетельств. В 1923 году их не впустили в храм и Огонь не сошел. Тогда Патриарх Иерусалимский распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел...
С праздником Пасхи связано огромное множество поверий.
В пасхальное воскресенье разрешалось просить у Бога всего, что душа пожелает. Например, преуспевания в делах, щедрого урожая, хорошего жениха.
В пасхальную ночь набирали водицы из родника, приносили ее домой, не проронив по дороге ни единого слова, и окропляли этой водой жилища и амбары — на счастье и благополучие.
Если съешь на Пасху яйца, снесенные курами в Страстной четверг, защитишь себя от недугов, а зароешь их скорлупу в землю на пастбище — убережешь скотину от всякой напасти.
Пасха — время чудес. Больших и маленьких, очевидных для всех и понятных только участникам событий.
Верующим Бог всегда попускает по Своей милости видеть чудеса и само это уже является великим чудом!
.