Сказки "Курочка Ряба" и "О рыбаке и Рыбке"
«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Однако сказка это не ложь, а чистейшая правда. Это мудрость наших предков. В ней зашифрованы законы мироздания, которые таким образом передавались из поколения в поколение.
Мы живем не только внешним миром, у каждого из нас есть внутренний мир, который развивается по определенным законам, и сказка отражает эти процессы. Через метафоры, образы, события, происходящие в сказках, мы можем наблюдать наши жизненные сценарии как внешней, социальной жизни, например, семейной, так и внутренней.
Рассмотрим на примере сказок «О Курочке Рябе» и «О рыбаке и Рыбке».
Вот как пересказал народную сказку в 1863 году Александр Николаевич Афанасьев в своей книге «Народные русские сказки»:
Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка,
снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрёно!
Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось.
Старик плачет, старуха возрыдает,
в печи пылает, верх на избе шатается, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал.
Девочка-внучка с горя удавилась.
Попова дочь за водой пошла, увидела, вёдра разбила, коромысло разбила, пришла домой без воды.
Идет просвирня, спрашивает: «Что они так плачут?» Старики начали пересказывать.
Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала.
Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.
Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал, да и помер.
Вот какое яичко-то дорогое!..
Смысл сказки в пересказе Афанасьева прост.
Из-за чего весь сыр-бор? Откуда эти беды-напасти? Настоящая трагедия из-за маленькой мышки и простого разбитого яичка!
Беды и последствия утрированы, «раздуты» до невероятности. Они нарастают, как снежный ком.
Стоило ли так переживать из-за разбитого яйца? А в нашей жизни всё так и по сей день! Велика проблема — яйцо разбилось!
Теперь понятен смысл народных поговорок, связанных с яйцом:
«Беда выеденного яйца не стоит» (пустого, разбитого).
Дело пустяшное, мелочное.
Эка проблема — яйцо разбилось! Досадно — ну и ладно!
«Нам бы ваши проблемы».
Это всё на одну тему! Ведь не золотое же оно было!
Видимо это идея о сравнении с золотым и стала основой интересной сказки Ушинского.
В 1864 году великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский издал книгу «Родное слово» для обучения младших школьников чтению. В книгу были включены адаптированные отрывки из Библии, отдельные стихотворения и басни русских поэтов. Пушкина, Крылова, Дмитриева, русские народные сказки в обработке Ушинского, в том числе такие знаменитые, как «Колобок» и «Репка». Но больше всего было текстов, написанны самим Константином Дмитриевичем. Об этом он пишет в предисловии. Таким образом знаменитая, известная нам с детства, сказка «Курочка Ряба», на самом деле написана Ушинским. Он взял для букваря лишь канву-идею из русской народной сказки.
Жили-были Дед да Баба.
Была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко, не простое — золотое.
Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, Баба плачет,
а курочка кудахчет: — Не плачь, Дед, не плачь, Баба! Я снесу вам новое яичко, не золотое, а простое!
Вот в эту свою сказку Ушинский вложил совсем иной смысл.
Дед и Баба — не мальчик и девочка, не юноша и девушка; Дед и Баба — не дед и дед, не баба и баба, они разнополые — то есть человечество в исчерпывающем виде. Можно понять, что речь идёт о прародителях. Можно предположить, что Дед и Баба — это прародители Адам и Ева.
Курочка Ряба — это прообраз Высших Сил, которые даруют нам жизнь как великую ценность, и эту ценность важно беречь.
Вечный вопрос: Что первично: яйцо или курица?
В Книге Откровения Иоанн Богослов говорит о Боге как о начале и конце всего сущего.
"Я есть Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель."— (Откр. 1:8)
И все же, начиная с самых ранних умственных представлений человека, яйцо было известно, как наиболее удачно изображающее начало и тайну Бытия. Яйцо служило символом Жизни в Бессмертии и Вечности, Так же служило символом Мироздания.
Курочка снесла яйцо не простое, а золотое.
На многих иконах мы видим золотой фон. Золото означает вечность, отсутствие времени.
Адам и Ева получили рай, в котором не было времени. Но они агрессивно небрежно отнеслись они к этому яйцу: «Дед бил-бил и не разбил, баба била-била и не разбила».
Положили это яйцо на полочку куда-то, а оно упало и разбилось.
Жизнь дается единожды. Если ее не сохранить, если поддаться воздействию зла, жизнь, как золотое яйцо, может быть разрушена.
Дед и Баба не берегут золотое яйцо, начинают сами по нему бить, у них не получается его разбить, но они снова предпринимают попытки, и тогда закономерным образом находится третья сила, которая доводит дело до конца.
Мышка — это представительница потусторонних сил.
В Библии сказано, что Адама искушают через Еву. Появляется змий, чтобы забрать этот золотой рай, который у них был. Нужно было только откусить плод.
В сказке тоже рай, который не берегут. Дед и Баба, били его, положили на полочку. Поэтому и теряют его, он разбился, они остались вне, то есть без него. Иными словами, Адаму и Еве, всему человечеству, будет дан уже другой — земной мир, в котором они должны пребывать. Райское золотое яйцо у них уже отобрано.
Дед и Баба выступают прообразом человека, который пытается разрушать себя изнутри.
Ложками, которыми персонажи сказки бьют по золотому яйцу, могут выступать также вирусы тревоги, сомнений, раздражения. Это может быть вирус самоедства: я такой-сякой, это не умею, это у меня не получается и т.д. Это некие сумеречные чувства, испытывая которые, мы начинаем разрушать себя изнутри, даже не отдавая себе в этом отчета. А ведь Бог, даруя нам золотое яйцо, нашу жизнь, говорит: живи и радуйся, умножай свет, любовь, а не уныние, страхи, раздражение и злость. Эти негативные чувства — подкормка для мышей. Это житель подземного царства. Житель, которому чуждо солнце, чужд свет, мышь ведь не просто так живет под землей. Именно там обитает сила, которая возымеет свою власть и разрушит яйцо, если ты перестанешь ценить свою жизнь.
Задолго до того, как золото стало символом богатства, этот металл ассоциировался исключительно со смертью, так как был связан с подземным миром. Вспомним греческого бога подземного царства Аида — он владеет золотом. Наш Кощей тоже «над златом чахнет».
Курочка Ряба — прообраз Творца.
Творец милостив к нам. Он дает по силам. «Дед и Баба плачет, курочка кудахчет: не плачь, Дед и Баба, я снесу яичко, но теперь простое, не золотое». Почему простое? Потому что Адам и Ева уже изгнаны из рая. Они теперь будут жить мире, где есть время, есть пространство, есть страсти. Это уже другое мироздание. Поэтому для них это будет уже другой мир.
С одной стороны, слезы пассивная реакция. Но, с другой стороны, их сердце начало очищаться. Они с сожалением начали плакать, им стало жалко, что яйцо разбилось… Они раскаялись подлинно, сердечно и получили другое яйцо. И это тоже один из вариантов преодоления трудностей.
Эта сказка предупреждает не только о важности сохранения жизни. Смысловых пластов тут множество.
Речь может идти и о здоровье.
Изначально каждому человеку дается золотое яйцо как жизненный признак здоровья, душевного, духовного, физического. Но здоровье мы точно так же можем ухудшать и разрушать под действием негативных мыслей, раздражения, тревог. Или начинаем собирать и умножать болезни вокруг себя постоянными жалобами: болит спина, голова, ноги. Чем больше мы об этом думаем, чем больше эти болезни пестуем в себе, тем больше их кормим. «Мышь» растет и крепнет и действительно влияет на наше здоровье. В то же время, когда мы данное нам Богом здоровье (золотое яйцо) умножаем, бережем через веру, через любовь к себе, в том числе к своим мыслям, тогда и ресурсы организма сохраняются и защищают нас от «мышей», а то и разрушают оковы зла и позволяют нам жить полноценной красивой жизнью.
Рассмотрим еще один из пластов: отношения в союзе мужчины и женщины.
Бог дает им любовь, золотое яйцо — прообраз их отношений. Есть благодать, но вот они начинают действовать привычным для многих способом. Что мы привыкли делать с яйцами? Разбивать, есть, потреблять…
Если мы начинаем отношения в союзе использовать для удовлетворения своего «эго», не заботясь о потребностях другого, мы тем самым не бережем золотое яйцо, не создаем из него некое произведение искусства, не преумножаем данную нам благодать. Напротив, мы привычно горделиво реагируем на что-то, горделиво поступаем, тем самым притягивая те силы, которые будут разрушать наши отношения, наше золотое яйцо. В итоге они становятся простыми, обыденными, и тогда у женщины перестают гореть глаза, а мужчина перестает чувствовать себя защитником. Сказка нас предупреждает: цените свои отношения — это дар Божий, он дан не просто так. Мы же знаем, что если супругам даются какие-то трудности, то это тоже дар Божий, это тоже золотое яйцо, просто надо присмотреться, чему оно нас учит.
Борис Заходер считал, что «Курочка Ряба» — это сказка о человеческом счастье: «Счастье — это золотое яйцо — люди бьют его и так и эдак, а пробежала мышка, хвостиком махнула…».
Так же можно увидеть тему дара материнства.
Ребенок — это тоже образ золотого яйца, которое дается семье. И по нему не надо бить ложками, навешивая ту или иную модель воспитания. К чему это может привести, мы знаем — яйцо может разбиться. Так часто бывает, когда родители не видят в детях детей. Ребенка надо, прежде всего, просто любить, а если мы хотим развивать его таланты, сначала надо осторожно, бережно присмотреться к нему, понаблюдать что он любит, какой у него настрой, какие желания и способности, каково его предназначение, для чего он дан нам?
Ребенок — то золотое яйцо, из которого важно создать уникальное произведение искусства, органичное его внутренней природе.
Излишне опекая, жестко контролируя ребенка, мы никогда не поможем ему раскрыться и разрушим все хорошее, что в нем есть, а если найдем ключик к его сердцу, то вырастет счастливый человек.
Любая народная сказка — это концентрат мудрости, и в ней не просто так показаны силы, добродетели, вызывающие в нас желание жизни, желание радоваться, желание умножать свой дар.
Золотое яйцо — это Божий дар, талант, который дан человеку при рождении. Дар связан с таким внутренним состоянием, когда ты не можешь не делать того, что тебе предназначено делать, когда рождается потребность отдавать людям то, что тебе подарено, и делать их мир чище, лучше, красивее, светлее. И у каждого из нас есть этот талант, и очень важно открыть его, найти свое призвание, предназначение в этой жизни. Кому-то дается актерский талант, чтобы дарить людям определенные состояния и переживания, кому-то дар художественного отображения мира, чтобы одухотворять, кому-то дар молитвенный — это особый дар, исцеления мира от зла. Если свой дар не развивать, он начнет в первую очередь разрушать самого человека.
Финал сказки преподносится, через слова курочки-рябы как успокоение для деда и бабки — «Не плачьте дед и баба, я вам новое яйцо снесу, не золотое, а простое».
Т.е. не печальтесь, я вам дам то, что вы осилите и то, к чему вы готовы.
Мышка показывает, насколько необратимым может быть процесс, который мы сами запускаем, а курочка Ряба дает обновление жизни деда и бабы.
Мораль сказки — Каждому свое, по уму и по возможностям.
Сказку о рыбаке и рыбке Пушкин пишет, когда ему уже было 34 года. Это уже зрелый возраст. Многое он уже переосмыслил. Уже написаны важнейшие его произведения.
В красной мужицкой рубахе, в широкополой шляпе Александр Сергеевич приходит к Святогорскому монастырю на ярмарку, собирает нищих да слепцов, слушает из песни, сказки. Вечером отдыхает на лежанке, сказку заводит няня. Брату Льву он сообщает восторженно: "Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания". Это было осенью 1824 года. Пушкин записывает в тетрадь нянины сказки, позднее он напишет 7 сказок-мировых шедевров.
Сюжет о золотой рыбке он взял из померанской сказки братьев Гримм, правда значительно переделав её содержание, поскольку для Пушкина было очень важно показать нравственный выбор человека.
О чём же повествует сказка о рыбке и рыбке?
«Жил старик со старухой у самого синего моря. Жили в ветхой землянке ровно 30 лет и три года».
Обратим внимание. «Жил старик со старухой» — со своею старухой, т.е. со своей женой. Она замужем. Муж — главный, жена за ним следует. Пушкин писал эту сказку, когда был уже женат. Поэтому семейные отношения для него весьма важны.
«... у самого синего моря». Здесь море является образом мироздания. Есть суша и море. Значит это не просто старик со старухой. Это прародители.
«Жили в ветхой землянке ровно 30 лет и три года». Самое удивительное, что они находились в состоянии покоя. Для них было вполне достаточно: и землянка и разбитое корыто. Они, в общем-то, ничего не желали более. Самое главное, что было — состояние гармонии, покоя. В этом покое они и пребывали.
Почему им больше ничего и не дано? Каждому дается по силам его, по уму и по возможностям. Важно отметить, что каждый из них занимался своим делом: старик ловил рыбу, а старуха пряла пряжу. Они не пребывали в праздности. По результатам своего труда они должны были иметь прибыток какой-то.
"Раз он в море закинул невод, —Пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, Пришел невод с травой морскою. В третий раз закинул он невод, —Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, — золотою."
Золото, золотистый цвет — символ вечности, помним, что так же золото было символом богатства и ассоциировался исключительно со смертью.
Рыбка не совсем обычная. Она говорит человеческим голосом — уже чудо. Обратим внимание на реакцию старика на то, что она говорит: «Отпусти ты меня, старче, в море. Дорогой за себя дам тебе откуп, откуплюсь, чем только пожелаешь».
«Удивился старик, испугался. Он рыбачил 30 лет и три года, но никогда не ловил такой рыбки».
Чему так старик сначала удивился, а потом испугался? Самое сильное испытание для человека — это деньги и власть. Не все могут пройти это испытание. Старик жил в состоянии покоя. Ему было достаточно денег. Потому и удивился, что ему ничего не нужно.
"Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: «Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе».
А испугался реакции старухи и не без основания, реакция была совсем противоположная.
"Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо. «Я сегодня поймал было рыбку, Золотую рыбку, не простую; По-нашему говорила рыбка, Домой в море синее просилась, Дорогою ценою откупалась: Откупалась чем только пожелаю. Не посмел я взять с нее выкуп; Так пустил ее в синее море».
Почему НЕ ПОСМЕЛ ? Потому что старик был всем доволен и ничего не собирался менять, он и удивился от того, что поступило такое предложение.
Совершенно по-другому воспринимает эту рыбку старуха.
«Старика старуха забранила: дурачина ты, простофиля, не умел ты взять выкупа с рыбки».
Сразу бросается в глаза, что старуха набросилась на старика. Стала бранить его, т.е. нарушается субординация.
В чине венчания совершенно чётко обозначено положение мужа и жены. Священник говорит жениху: «муж да возлюбит жену свою», а жене будущей он говорит: «жена да убоится мужа своего». Мы видим, что здесь происходит нарушение договора при венчании. Старуха играет главную роль в этой семье. Сразу же нарушается гармония взаимоотношений. Она управляет стариком: вместо того, чтобы убоятся мужа своего, она начинает им командовать.
Далее очень важно, как Пушкин об этом говорит: «хоть бы взял ты с неё корыто». — то есть взял бы что-нибудь, лишь бы взял.
В сказке не говорится, есть ли у старика и старухи домашнее хозяйство, какая-то живность: птица или скот. Скорее всего у них ничего нет. Значит, корыто, в принципе, им абсолютно не нужно, т.е. упрекает старуха своего старика в том, что он вообще ничего не взял. Но ведь ему ничего не нужно.
Для старика самое главное быть в состоянии покоя, т.е. в гармонии с природой, со всем внешним миром.
Вот пошёл он к синему морю и видит, что море немножко волнуется, потому что то, что он делает противоестественно, уже нарушена гармония в природе. Об этом стихия и свидетельствует. Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла золотая рыбка: «что тебе надобно страче?»
Обратим внимание: здесь смысловое слово «ТЕБЕ»: что тебе нужно.
Старику-то, собственно, ничего не нужно, но он любит свою старуху, и пришёл-то просить ради своей старухи: «смилуйся, государыня рыбка, возбранила меня моя старуха».
Существенно «МОЯ старуха не даёт старику мне покоя». Значит, старику нужен покой, а старухе материальные блага.
«Понадобилось ей новое корыто. Наше-то совсем раскололось».
Можно предположить, что если бы давно понадобилось корыто для старухи, то старик его давно бы уже сделал. Стало быть, вопрос не в корыте, а в просьбе, любой просьбе — лишь бы выполнила золотая рыбка эту просьбу.
«Не печалься, ступай себе с Богом, будет вам новое корыто». Будет ВАМ корыто и НЕ ПЕЧАЛЬСЯ, ступай себе с Богом, — значит с покоем.
Возвращается старик ко старухе, а у неё новое корыто, но ещё пуще прежнего забранила старуха: «Дурачина ты, простофиля, выпросил у рыбки корыто, много ли корысти в этом корыте...». Ключевое слово здесь «КОРЫСТИ». Значит, она преследует какую-то свою цель не божественную, покой, а земную, накопление материальных благ.
Просьбы идут по нарастающей. Человек не может остановиться в накопительстве земных богатств. Для Пушкина ведь очень важен этот вопрос с духовной точки зрения: «не собирайте земных богатств, а собирайте духовные богатства — небесные». Пушкин об этом очень хорошо знает. Поэтому пытается отразить это и в своей сказке.
Покорный старик опять идёт к синему морю. Здесь очень важно обратить внимание на покорность старика. Ведь он должен был поставить свою жену на место. Он прекрасно понимает, что не нужно просить у рыбки то, чего они в общем-то не заслуживают.
Почему прежде Бог им ничего не давал?
А потому, что и прежде они не прошли бы это испытание. Не по силам старухе власть и богатство!
Но покорный старик ходит к синему морю и просит. Почему?
Потому что он хочет получить покой.
«Смилуйся, Государыня рыбка. Ещё пуще старуха бранится, не даёт старику мне покоя ... сварливая баба».
Сколько характеристик сразу старухе: и сварливая баба, и не даёт покоя, и браниться...Конечно, вот здесь и должно было проявиться его первенство, т.е. он должен был наставить свою старуху, свою жену соответствующим образом, но старик этого не делает.
Но море всё больше и больше волнуется. Значит, оно не приветствует и эти просьбы, и поведение старика и старухи.
Мы видим, как усиливается страсть. Потаканием, собственно, потворствует этому старик. Старуха не потрудилась, не она поймала рыбку, но, тем не менее, она много требует именно себе. Она жаждет власти!
Меняется и отношение старухи к старику. Теперь она его не замечает, т.е. законного своего супруга. Теперь он сам должен служить ей. А страсть у старухи ещё больше разгорается.
«Ещё пуще старуха вздурилась», — замечает Пушкин, т.е. совсем уже лишилась разума потому, что не даёт отчёт своим желаниям и не ограничивает их.
ИСПУГАЛСЯ старик, взмолился: «что ты баба, белены объелась?» Обращается он к ней как к своей жене. Он и пугается её очередной просьбы и пытается, правда, запоздало, поставить её на место.
Но старик не может обуздать старухину страсть. Теперь только вмешательство другой силы может способствовать этому.
Старик покорно идёт к синему морю. Оно уже вздыбилось, оно потемнело. Старик обращает на это внимание, он видит, но ничего не может сделать со сварливой своей старухой.
Просит золотую рыбку, чтобы она сделала старуху вольной царицей.
Возвращается старик к своей старухе и "Как увидел старик — испугался. В ноги он старухе поклонился». Здесь наблюдается удивительная игра понятий. Он пугается трансформации старухи и делает очередную попытку остановить ее: «Здравствуй грозная царица, ну теперь твоя душенька довольна!»
Всё стариком делается будто бы для того, чтобы её душенька была довольна. Но именно богатства и развращают душу.
«На него старуха не взглянула, лишь с очей его прогнать велела».
Набежала стража грозная, вытолкала его с крыльца, а народ смеётся, насмехается над стариком: «поделом тебе, старый невежа, впредь тебе, невежа, наука: не садись не в свои сани».
Возникает вопрос: в чьи сани пытался сесть старик? Старуха ведь его жена, хоть она и носит царские одежды. Другое дело, что старик не может быть царём. В этом-то весь вопрос.
«Вот неделя другая проходит, ещё пуще старуха вздурилсь. Царедворцев за мужем посылает».
Интересная деталь: посылает всё-таки за МУЖЕМ, командует МУЖЕМ.
Старуха теперь хочет, чтобы сама рыбка ей служила. До этого служил старик, выполнял её любую просьбу, а теперь она хочет, чтобы сама золотая рыбка ей служила. Что-то возразил муж своей жене? Наставил её? Нет. Вот эта покорность во многом и способствовала потаканию и разрастанию страсти старухиной.
«Старик не осмелился ей перечить, не дерзнул поперёк слово молвить. Вот идёт он к синему морю, видит на море чёрная буря, так и вздулись сердитые волны».
Стихия выражает в очередной раз своё отношение к происходящему. Старик это понимает, но у него нет выбора. Проще попросить у рыбки, чем перечить своей старухе.
Стал он кликать золотую рыбку, приплыла к нему рыбка золотая: «чего тебе надобно, старче?»
Удивительно обращение рыбки к старику: «СТАРЧЕ». Это не столько указание на возраст, но это уважительное отношение, может быть, даже на духовное состояние человека. Ведь он смиловался, отпустил её в синее море. Рыбка пытается отблагодарить его, но её благодарность не приносит пользы старику.
«Смилуйся государыня-рыбка: что мне делать с проклятою бабой?».
Очень интересно поставлен вопрос: «что мне делать с проклятою бабой?» В этот раз речь идёт не о том, чтобы выполнить очередную просьбу старухи. Речь идёт о том, что нужно что-то делать с бабой. Её остановить невозможно. Во всяком случае, старик не может остановить свою жену. Он уже упустил эту возможность.
Ничего не сказала рыбка, только хвостом вильнула и уплыла в синее море.
Казалось бы, последнюю просьбу она не выполнила. Она нарушила обещание, данное ей в самом начале? Ничего подобного. Последнее обращение старика к рыбке — это обращение за помощью: что ему сделать со своею сварливою бабой? Рыбка и выполняет последнюю просьбу старика.
Возвратился старик ко старухе. Видит: сидит она у своей старой землянки, а перед ней разбитое корыто.
С чего начиналась сказка, тем и завершается. Получается так, что старуха наказана, а старик? Старик не урезонил свою жену. По сути дела, он стал потакальщиком её прихотей, а жена не убоялась мужа своего, да и почему его бояться, если он потерял контроль над нею. Получается так, что только золотая рыбка и могла наставить или направить старуху со стариком. Собственно, она это и делает.
В финале сказки они опять вместе. У них старая землянка, перед ней разбитое корыто.Старик со старухой не прошли испытание.
Но ответственность не только на старухе, но и на старике, который много попускал своей жене.
Можно трактовать понимание сказки и как борьбу страстей внутри одного человека.
Старик олицетворяет истинное Я или саму живую душу человека. Старуха олицетворяет Ложное Эго человека. Синий океан — это огромный материальный мир, который очень сложен, очень велик и могущественен. Этот мир поглощает собою душу, которая привязывается к плодам своей деятельности.
Так старик, влекомый вожделением, вынужден бросать в море невод, пытаясь каждый раз выловить себе счастье и удовольствие, а оно, его счастье, находилось внутри него, это его душевный покой.
Мы забываем свою духовную природу и начинаем переносить понятия своего Истинного Эго на материальные объекты. Наше сознание обладает духовной природой, но перенося его на материю, мы теряем гармонию. И лишенное гармонии сознание приобретает черты ложного Эго, т.е. мы считаем себя тем, чем на самом деле не являемся.
Третье лицо в этой сказке — это золотая рыбка, олицетворяет Бога, Верховную Личность, которая всегда пытается спасти каждую душу из океана рождений и смертей.
Теперь посмотрим что же произошло там, у берега синего моря:
Старик, олицетворяющий Душу человека, живет спокойно, но день за днем наблюдает океан возможностей, из которого ему достается очень мало. И в какое-то время Старуха, ложное Эго человека, начинает бунтовать. Почему у кого-то много материальных благ, а у него мало.
В этот момент на помощь старику (душе) приходит сам Бог (в облике Золотой рыбки) и предлагает ему исполнить его желания.
Обратим внимание, что Бог обращается к нашей душе, ведь именно с нашей душой Он связан самыми тесными узами. Так Бог всегда готов осыпать благословениями каждого, но мало кто знает, о чём же стоит просить у Бога.
Старуха, ложное материальное Эго человека, тут же начинает просить, просить, просить..... Но что бы не просила старуха — все это не делает ее счастливой.
Сказка подробно описывает как Ложное Эго заставляет человека стремиться к ложным ценностям, которые сначала основываются на удовлетворении его материальных потребностей, а затем на удовлетворении его потребности быть Богом на земле.
Человек, живое существо, является неотъемлемой частицей Бога, которая по качествам сходна с ним, но количественно или потенциально не может сравниться с ним никогда.
Бог является обладателем всех энергий в их полной мере, но человек по своей природе находится всегда под их властью.
Сказка описывает крах, к которому приводит материалистическое сознание Души, попавшей во власть материального Эго.
Золотая рыбка приходит к душе, чтобы помочь ей выбраться из могучего океана материальной жизни, но вместо того, чтобы прислушаться к голосу своего разума, душа, находящаяся во власти своего ложного самоотождествления с материей, пытается получить от Бога только материальные блага, не думая об истинном благе в духовной жизни.
Сказка «О рыбаке и Рыбке» и сказка о «Курочке рябе» очень схожи.
Яйцо как символ мироздания, золотое как символ вечности. Старик со старухой пытаются разбить яйцо. Они хотят заглянуть вовнутрь, т.е. это процесс познания добра и зла.
Точно так же, как в раю Адам и Ева пытались познать с помощью плодов от древа познания, что такое добро и зло.
Вот также небрежно отнеслись к добру старик со старухой к этому золотому яйцу: мышка бежала, хвостиком вильнула, яйцо упало и разбилось.
По сути дела, в этих двух сказках говорится об одном и том же:
человек испытывается благами земными и очень важно, как он относится к тому, что он имеет.
Для человека самое главное — это духовное становление, а не материальное стяжание.