Состояние Дзен
Со словом «дзен» у многих возникают ассоциации с равнодушием и праздной безнравственностью жизни. Но безмятежное спокойствие совсем не означает безразличие.
Некоторые представители западной культуры, приверженцы андеграунда, несколько исказили понятие дзен, используя состояние спокойствия, постижения ума, непоколебимость с точностью до наоборот в своей философии.
Дзен — это учение, в основе которого лежит созерцание и медитативные практики, в конечном счете приводящие к главной цели — Просветлению (Сатори).
Дзен — это состояние пробуждения, понимания мироустройства.
Это познание глубин собственной сущности, успокоение ума, высвобождение энергии и полная свобода. Не путаем со вседозволенностью. Истинная свобода — это мудрость, а вседозволенность — это распущенность.
Под понятием «поймать дзен» часто подразумевается спокойствие, умиротворение, сосредоточенность, некоторая отрешенность от мира. Но прежде всего — это самообладание, погружение в состояние покоя, познание истины, прикосновение к откровению, которое содержит в себе что-то простое и в то же время мудрое, вселенское.
Познать дзен — значит войти в состояние пробуждения, открыться внутреннему и внешнему миру, познав природу всего сущего, достигнуть состояния Сатори , внезапного пробуждения.
Научиться не испытывать агрессии и отказаться от поступков, побуждающих других к агрессии. После таких поступков приходит ответственность и исключений не бывает.
В дзен делается добро легко, без обдумывания.
Осознать, что источник агрессии это человеческое тщеславие.
Отказаться от беспокойства из-за жизненных неприятностей.
Все есть проявления кармы. Обстоятельства, в которых находится человек, созданы его прошлыми действиями и мыслями. Поэтому японский психолог Д. Т. Судзуки выражает позицию дзэн следующим образом: «Потерять или приобрести, — пусть это будет для нас всё равно: давайте принимать всё, что приносит нам карма».
Не иметь стремлений или привязанностей к людям, предметам и явлениям, так как именно привязанности являются причиной страданий.
В начале пути к дзен нужно понять и принять несколько истин, обязательно пропустить через себя:
Любой подвержен желаниям, привязанностям, а значит — страданиям.
Все подчинено закону причинно-следственной связи, проще говоря, любое событие в настоящем — это карма за поступки в прошлом.
Желания и привязанности преодолимы.
Отказавшись от крайностей — полного аскетизма и праздной, безнравственной жизни — можно обрести счастье и свободу.
Дзэн не требует непременного отказа от всех желаний и отрицательно относится к самоистязанию.
Дзэн отказывается применять насилие к природе, как внешней так и внутренней, и учит жить в гармонии с ней.
Дзен — это доброта и человеколюбие.
Дзэн — это способ избавления людей от страданий путём индивидуальных практик особого рода, совершенствующих сознание и приводящих его к Просветлению-Сатори, в котором достигаются свобода и безопасность.
По общебуддийским представлениям, есть три коренных яда, из которых возникают все страдания:
Неведение о своей природе от недостатка знаний или заблуждений.
Это порождает неспособность видеть вещи такими, какие они есть, что и является главной причиной страданий;
Внутренняя агрессия: отвращение, ненависть, гнев, отторжение, неприязнь;
Зацепка или привязанность к идеям существования, к умозрительности, к беспокойству и страхам, ко всему внешнему миру и к собственному «я» как к иллюзиям.
Дзенская традиция видит внутренний свет человека и помогает ему вырваться наружу, освободившись от оков физического тела.
Постичь его значит познать любовь, свободу и спокойствие.
Для этого используются весьма нестандартные методы. Так, например, наилучшей медитацией можно считать монотонную работу. Такой работой может быть даже мытье посуды, главное — выполнять ее не для достижения цели, а для самого процесса. Само понятие "жизнь" в дзен это процесс.
Дзен ничему не учит. Дзен только указывает путь.
Какие бы учения ни содержались в дзен, они исходят только из умов их создателей. Люди сами себе создают учения.
Происхождении понятия «Дзен» точно не известно. Этого слова нет в традиционных буддийских текстах, так как оно имеет японское происхождение и переводится как «созерцание», «медитация».
В наиболее узком понимании термина — это состояние просветления, понимание основы миропорядка.
В более общем философском понимании Дзен — это учение, которое не имеет отношения к религии.
Оно не ищет смысл жизни, не занимается вопросами мироустройства, существование Бога не доказывает, но и не опровергает.
Суть философии проста и формулируется несколькими теоретическими принципами:
Каждый человек подвержен страданиям и вожделениям.
Они являются следствием определенных событий и поступков.
Страдания и стремления можно преодолеть.
Отрешение от крайностей делает человека свободным и счастливым.
Таким образом «Дзен» — это практический путь к Просветлению и любой человек при должном терпении и старании может его достичь и понять истинную природу ума, а вместе с ней и суть этого мира.
Важная часть Дзен-философии — невозможность выражения истины в виде текста, поэтому в течении отсутствуют священные книги, а передача учения осуществляется непосредственно от учителя к ученику — от сердца к сердцу. Более того, с точки зрения дзен книги вообще не играют значимой роли в жизни человека. Учителя часто сжигали священные писания с целью показать ученикам всю тщетность такого способа познания и подтолкнуть их к просветлению.
Итак, четыре основных принципа Дзен-буддизма:
Знания и мудрость можно передать только непосредственно при общении — от знающего человека к незнающему, но стремящемуся познать суть разума и вещей.
Дзен — великое знание, которое является причиной существования Неба, Земли, Вселенной и Мира в целом.
Существует множество способов найти мудрость, но целью является не само просветление, а путь к нему.
Мудрость скрыта в каждом человеке, а потому любой может познать Дзен, упорно и много практикуясь.
Вообще это направление считается наиболее «практичным» и приземленным из всех буддийских школ. Оно не признает логику, как инструмент познания, противопоставляя ему опыт и внезапное просветление, расценивает действие как первичный способ получения духовного опыта.
Кроме того, здесь отрицается необходимость медитативного отрешения от мира. Наоборот, к миру, к его созерцанию, надо прийти здесь и сейчас, став Буддой в своем теле, а не после череды перерождений.
Если до конца понять дзен, ум придет в состояние абсолютного покоя, и человек станет жить в абсолютной гармонии с природой.
Учение утверждает, что это подвластно каждому, но когда чаньский учитель ответил данными словами на вопрос о сущности буддийского учения, посетитель испытал разочарование: «И трёхлетний ребёнок сможет это полностью понять». Тогда учитель чань уточнил: «И восьмидесятилетний старик не сможет это полностью осуществить».
Дайсэцу Тэйтаро Судзуки утверждал, что дзэн является единственным учением, где есть место смеху. Смех официально входит в дзэнскую практику.
В традиции дзэн любой день считается «добрым днём», независимо от того, солнечный это день или дождливый. Милосердие является основой морального аспекта дзэн, поскольку в нем полностью отсутствует «личная заинтересованность». В противном случае, согласно учению, «поступок не может считаться истинно добродетельным, если в нём содержится хоть крупица эгоизма».
Дайсэцу Тэйтаро Судзуки отмечал, что хотя для стороннего наблюдателя учение имеет загадочный и противоречивый характер, но в реальности дзэн можно свести к следованию дисциплине и следующим словам: «делать добро, избегать зла, очистить своё сердце — таков путь Будды».