Страдание
Страдают все — и те, кто живут с агрессией, и невинные дети, и добрые люди.
И сложно сказать чьи страдания глубже и сильнее.
«Сумма страданий души пропорциональна степени её совершенства», говорит Анри Амиэль, а Достоевский утверждает, что великие люди испытывают великую грусть.
Люди страдают телом — от голода, холода, болезней и тяжелого труда, страдают душой от клеветы и зависти, от самих себя и от других.
Страдают от одиночества и непонятности, разочаровываются, мучаются от обманутой любви и скорбят об утрате близких. Человек ропщет на свое несовершенство и просто прожигает свою жизнь бесцельно и пусто, при этом страдает от скуки и безделья.
Корень слова «страдание» — «страда», начало жатвы. Это нужно воспринимать совершенно буквально: что посеешь, то и пожнешь.
Посеешь претензии — пожнешь обиду, посеешь зависть — пожнешь потери....
Страданием человек, как правило, называет неудовлетворенность своих желаний и невыполнение требований, предъявляемых к жизни.
Свою бедность, болезни и потери человек рассматривает как несправедливость и исключительно внешнее воздействие, а совсем не как отработку своих собственных мыслей и поступков. А ведь мы пожинаем всегда именно то, что посеяли ранее.
Достаточно часто в страданиях человек находит удовлетворение, даже начинает кичиться ими и рассказывает об этом всем, ожидая сочувствия и сопереживания. Это проявление гордыни и непременно приведет к еще большим потерям.
Еще один печальный вид страданий — это муки совести, когда человек вгоняется в чувство вины и начинает сам себя уничтожать изнутри.
Почти всегда человек найдёт причину страдания в грехе, своём или чужом, в нарушении законов жизни, разъединяющей нас с Богом, людьми, природой «ибо грех есть беззаконие» (1 Ин.3:4). Но грешен прежде всего тот, кто видит в человеке грех, а не его Божественное начало (К.Антарова).
Интересно, что Библия определяет основным источником человеческого страдания «изгнание из рая», вызванное грехом неповиновения, уклонение от заповеди Божьей. И с тех пор цель жизни есть «возвращение в рай». И человек возвращается туда лучшим, чем вышел из него, потому что вышел он из рая с познанием добра и зла, а вернулся только с добром, через страдания, отработав это зло, вернулся к любви.
Вот именно этим и оправдывается страдание, именно поэтому к нему надо относиться с благодарностью, как к способу получения знаний от Природы, от Бога.
Закон отражения ( « что отдал, то и вернется», «что посеешь, то и пожнешь») работает всегда и без исключений. Поэтому страдания учат нас тому, чтобы мы не делали другим того, чего не хотим себе. Библейский Давид восклицал: «Благо мне, что я пострадал, чтобы научиться уставам Твоим»
Страдание укрепляет дух человека и, как ни парадоксально это прозвучит, дает много сил и мудрости.
Яркий пример этому Ф,М,Достоевский. Ему пришлось пережить и ожидание казни, и каторгу, и тяжелую болезнь....и после всего он говорил: «Через большое горнило сомнений моя осанна пришла».
Собственное страдание, если оно принимается с благодарностью, дает человеку способность понимать чужое горе и проявить милосердие.
Однако, далеко не все люди принимают страдание. Многие бывают раздавлены им и у них оно рождает не благодарность, а ропот и проклятие.
Такое восприятие страдания говорит о духовной незрелости.
Человек не замечает своих заблуждений, а видит только свою трагическую судьбу, когда она больно ударяет по нему. Для этого нам и дают страдания.
Телесные способствуют нашему духовному росту, «страдающий плотью перестаёт грешить» (1 Петр. 4:1).
Душевные дают мудрость и опыт.«Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх» (Иов. 5:7).
Ведь не страдать, это значит не участвовать в жизни, в её страде, быть «лишним» и никчёмным.
И все-таки всем желаю мудрости без разочарований и здоровья без усилий !