Великий Пост
Посты в православном христианстве занимают около 200 дней в году.
Наряду с Рождественским, Успенским, Петровским, Великий — самый продолжительный и строгий пост. За сорок семь дней воздержания люди очищают дух и тело.
История Великого поста связана с пребыванием Иисуса в пустыне, куда он отправился после крещения. В течение сорока дней Христос испытывал свой дух, любовь к Богу жаждой и голодом.
Традиция имеет глубокие корни: испокон веку каждый, кто принимал веру, должен был в пост отказываться от удовольствий, дабы очиститься.
Согрешил Адам, вкусив плоды запретного древа, и след ответственности за это лег на весь человеческий род.
С той самой поры творение в добродетели, Адам, не ведавший прежде ни злобы, ни печали, — стал подвержен страстям.
Поэтому Иисус Христос, придя в мир для спасения душ людских, начиная Свое служение на земле, сорок дней и ночей постился в пустыне, собственным примером напоминая нам о благотворности и обязательности очищения через пост.
Однако, нужно ясно понимать, что не одним лишь воздержанием в пище и плотской жизни побеждается грех, но очищением сердца и ревностным стремлением к непорочной чистоте души.
В этом — главный смысл пощения.
«Уклонись от зла и сотвори благо» — эти слова Священного Писания показывают о чем нужно в первую очередь помнить всем нам на протяжении Великого поста.
К сожалению, даже среди людей церковных встречаются представители, не понимающие высокого духовного смысла Великого поста, почитающие для себя достаточным и исчерпывающим простое воздержание от вкушения запретной пищи.
Внемли себя, не ядущий мяса: не огорчил ли ты ближнего своего? не роптал ли на Бога в скорбях и тяготах души? не таишь ли на кого обиды, злобы, зависти? не гордишься ли мнимыми достоинствами своими? благодаришь ли Господа за все ниспосланное тебе? не владеют ли твоим сердцем суетные земные попечения?
Или — извергая мясо из трапезы своей, смиряя тело — ты нерадишь о собственной душе, медля извергнуть из сердца твоего гнев и лицемерие, сребролюбие и своенравие, высокоумие и самолюбие?
Игнатий Брянчининов пишет, что не будет нам пользы от воздержания телесного, если не соединим мы его с воздержанием духовным — от зла, от страстей, от терзающего нас греха.
Вместе с Христом за эти 40 дней мы можем встретить всевозможные лишения, трудные обстоятельства. Даже апостолы колебались в свое время и засыпали в минуту испытаний. Но мы постимся, чтобы утвердить наш душевный покой и получить в день Пятидесятницы Святой Дух.
Труден этот путь, но идти им необходимо, несмотря на тяготы и огорчения и от ближних своих, и со стороны своих привычек, и попытаться сформировать новые привычки.
Вспомним притчу про блудного сына. Она показывает, что Бог готов принять и помочь каждому, но Он принимает только искреннее раскаяние. Только тогда к нам придет благость души.
Покаяние — это величайший дар, как второе крещение, в котором мы омываемся от всего негатива и снова обретаем благодать.
Покаяться — значит изменить образ жизни, прежде всего "прийти в себя".
Итог покаяния — перемена жизни.
Иоанн Златоуст пишет: "Не столько раздражают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться".
Никто не знает сколько нам отпущено, поэтому и надо стремиться что-то подправить в своих представлениях о правильности.
Почему Петр не устоял в своей любви к Христу? Потому что любовь его была человеческая. А настоящая духовная любовь, она безусловная с полным принятием справедливости всего происходящего.
Но прийти к этому совсем не просто. Это путь борьбы с самим собой. Совсем не легко победить в себе гордыню, самолюбие, тщеславие...
Это требует от нас каждодневного понуждения к любви.
Начинается путь к покаянию через прощение.
Необходимо простить всех своих обидчиков и самого себя в первую очередь. Простить надо искренне, не лицемерно, не оставляя ни капли раздражения и досады в потаенных уголках своего сердца.
Устремляем свое внимание на то, что вызывает в нас раздражение, гнев, злопамятие и осуждение. И принимаем всё как уроки, данные нам через эти ситуации.
Семь седмиц — таков срок Великого поста. Последний день приходится на субботу, предваряющую Христово Воскресение.
Хотя Великий пост называют Святой Четыредесятницей, длится он 47 дней.
Завершается значимое событие Страстной неделей — последней неделей перед наступлением Пасхи.
В эти дни верующим надлежит вспомнить о пребывании Христа на земле, его страданиях и воскрешении.
По рациону питания:
По нечетным дням можно есть немасленые холодные блюда. В четные дни разрешена горячая пища опять же без масла. На выходных в блюда добавляют подсолнечное или оливковое масла, ставят красное вино на стол. Исключение — Великая суббота (шестой день Страстной седмицы).
Филе рыбы можно употреблять только в два праздничных дня — Вербное воскресение и Благовещение. Однако если Благовещение выпадает на Страстную неделю, рыба запрещена.
Хотя Великий пост довольно строгий, меню все равно разнообразно. Разрешены к употреблению соленья, варенье, бобовые, капуста в любом виде, свежие овощи и фрукты, картофель, орехи, сухофрукты, супы, каши. Эта пища содержит достаточно килокалорий, чтобы насытить организм, так что постящиеся не будут испытывать сильное чувство голода.
Ограничивать себя в еде могут все здоровые люди. Что касается беременных женщин, детей и больных, а так же людей, находящихся в пути и занимающимся тяжелым трудом, то они могут рассчитывать на послабление во время поста. Главное в сорокадневном воздержании — духовное очищение, так что урезание рациона не является обязательным условием для постящихся.
Пост — это время духовного очищения с помощью еды, а не средство для похудания.
«Видишь ли, что делает пост, — пишет святитель Афанасий Великий: — болезни врачует, лукавые помыслы удаляет и сердце делает чистым».
На протяжении всего времени поста на каждой Великопостной службе читается молитва преподобного Ефрема Сирина:
«Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю,
даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков.
Аминь».