Молитва Ефрема Сирина
Моли́тва Ефре́ма Си́рина — покаянная молитва, составленная в IV в. преподобным Ефремом Сириным (сирийцем), которая читается на богослужениях Великого поста.
При первом чтении этой молитвы, после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.
Эта молитва читается в храме в среду и пятницу Сырной недели и во время всего поста, кроме суббот и воскресений. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило.
В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз.
Авторство молитвы принадлежит великому христианскому подвижнику, святому преподобному отцу Ефрему Сирину.
В своё время Ефрем был призван к служению Богу особым вмешательством свыше.
До этого времени он вёл довольно легкомысленную, в нравственном отношении, вольготную жизнь.
Однажды его посадили в темницу по ложному обвинению в соучастии в краже скота, который, в действительности, был расхищен дикими волками.
Здесь его посетил некий таинственный муж, который засвидетельствовал, что хотя в настоящее время он, Ефрем, содержится в камере незаслуженно, однако высшая справедливость в этом всё-таки есть.
Муж посоветовал ему задуматься и освежить память, после чего узник-Ефрем, последовав совету, вспомнил, как однажды, он, ради бесшабашной забавы и юношеской шалости, выпустил из загона корову, принадлежавшую бедняку. В результате корову настиг хищный зверь, отчего и без того трудная, скорбная жизнь бедняка наполнилась дополнительными трудностями и страданиями. Тогда виновник не понёс наказания.
Затем Ефрему было обещано тем же мужем, что справедливость относительно того дела, по которому он обвинен, восторжествует, что и произошло. Истинный преступник был выявлен и наказан (им оказался пастух, не уследивший за стадом), а Ефрем был отпущен на свободу.
После этого случая он стал иначе смотреть на жизнь и уйдя от суеты мира, обратился к подвижничеству.
Тема глубокого покаяния и благодарности Богу за все Его милости переживалась в сердце святого всю его дальнейшую жизнь.
Особый смиренный, покаянный настрой, характерный для истинного последователя Христова, выражен им и в молитве, известной под его именем.
В дни поста её уместно читать потому, что в этот период человек должен обращать особое внимание на свою жизнь и на свои поступки.
Молитва просит освободить человека от"духа праздности, уныния, любоначалия и праздности", потому что все происходит по воле Бога и с его произволения.
В воле Бога следует различать два аспекта: благоволение и попущение.
Бог благоволит всему доброму, потому что Он и есть Любовь.
Но в то же время и попускает человеку совершать поступки по своему выбору. А это иногда приводит к негативным последствиям, в случае, когда человек находится в состоянии гордыни или других агрессивных эмоций.
Следовательно, когда мы, вслед за преподобным Ефремом, просим у Бога «не давать» нам духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия, мы просим, по сути, уменьшить меру того попущения, в результате которого мы, как нравственно свободные, обладаем возможностью совершать этого рода проступки.
При этом мы просим Бога о благодатном содействии, чтобы удерживаться от искушений или же, в случае их возникновения, успешно их преодолевать.
Рассматриваемое прошение можно сопоставить с известным прошением из молитвы Господней: «и не введи нас во искушение».
Текст молитвы
«Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю,
даруй ми зрети моя прегрешения
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков.
Аминь.
Боже, очисти мя грешного!»