Объяснение четвертой части Символа веры (молитвы "Верую")
Признаки приближения кончины мира и Второго Пришествия Господня.
Великий и страшный День, когда последует Второе Пришествие Иисуса Христа на землю, Всеобщее Воскресение мертвых, Страшный Суд и кончина мира, неизвестен даже Ангелам, о нем знает один только Бог: «о дни же том и часе никтоже весть, ни Ангели небеснии, токмо Отец Мой един» (Мф. 24, 36)1.
У евангелиста Марка (13, 32) сказано, что даже Сын Человеческий, то есть Христос, не знает времени этого Дня. По толкованию святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, этим выражением Спаситель усиливает Свою мысль, что только одному Творцу известен Последний День. А так как ученики Иисуса в то время еще не постигали Его Божественного достоинства, то Христос и говорит, что ему как человеку, как святому учителю, за которого почитали Его ученики, неизвестен Последний День.
Однако Сам Спаситель указал некоторые признаки, по которым верующие христиане могут судить о приближении кончины мира. Говоря об этом, Он предложил ученикам как наглядный пример смоковницу: когда ветви ее становятся уже мягкими пускают листья, то знаете, что близко лето (Мф. 24, 32); так же судите и о приближении кончины мира, когда увидите осуществление указанных признаков.
Признаки эти следующие:
1. Проповедь Евангелия Христова во всем мире. И во всех языцех подобает прежде проповедатися Евангелию (Мк. 13, 10).
2. Умножение до крайности неверия, пороков и беззаконий в мире (См.: Мф. 24, 10-12.Тим. 3, 1-5), так что Сын Человеческий пришед убо обрящет ли веру на земли (Лк. 18, 8).
3. Необычайно страшные бедствия: опустошительные войны, землетрясения, пагубные и заразные болезни, страшный голод. Эти бедствия будут настолько велики, что могли бы истребить не только человеческий род, но и всякую жизнь на земле, если бы Господь не сократил тех дней ради избранных (Мф. 24, 7, 22). Перед наступлением этих бедствий люди будут легкомысленно надеяться на становление всеобщего братства между народами.
4. Пришествие антихриста, то есть противника Христа.
Личность и деятельность антихриста так описаны апостолом Павлом. Этот человек сделается в полной мере жилищем и орудием сатаны, и через него диавол перед концом мира поведет особенно ожесточенную борьбу с Христом и Его Церковью. Этот человек, обладая сатанинской гордостью, будет выдавать себя за Бога. Он начнет проповедовать ложное учение, противное христианской вере, которым он соблазнит многих, так как при помощи диавола будет совершать множество ложных чудес. Но он будет низложен и брошен в адскую бездну Господом Иисусом Христом, когда последует Его Второе Пришествие (2 Сол. 2).
Евангелист Иоанн Богослов пишет, что антихриста нужно отличать от разных лжеучителей и врагов христианства, которые также могут быть названы антихристами как противники Христа (1 Ин. 2, 18-23. 2 Ин. 1, 7). Любимый ученик Иисуса Христа достаточно подробно изображает деятельность антихриста в Апокалипсисе, но так как эта книга таинственная и нельзя в ней все понимать буквально, то читать ее нужно особенно вдумчиво, с крайней осторожностью делать какие-либо заключения.
В наши дни, с развитием средств массовой информации, особенно электронных, мы стали свидетелями разгула беззаконий и нравственного падения во всем мире. Степень их теперь уже поистине ужасающая. Бесконтрольная пропаганда насилия, неистовство разврата, магии и сатанизма, введение в европейских странах электронных документов, содержащих число антихриста, — это знаки того, что мир стремительно приближается к своему концу.
Господь призывает нас «бодрствовать и молиться., потому что только христиане, с глубоким благочестием и внимательно наблюдающие за течением мировых событий, смогут почувствовать приближение кончины мира и устоять в вере во время страшных испытаний, когда в мире будет действовать антихрист. Громадное же большинство людей, которые не живут духовной жизнью и утратили силу веры во Христа, окажутся неготовыми ко встрече с антихристом. Они примут и поклонятся ему как Богу. Кончина наступит для них столь же внезапно, как некогда обрушился потоп.
Второе Пришествие Господа Иисуса Христа и Воскресение мертвых.
После Вознесения Господня, когда апостолы стояли еще на горе Елеонской, явились с Неба два Ангела и сказали апостолам: «Мужие Галилейстии, что стоите зряще на небо, Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо» (Деян. 1, 11).
Сын Божий воплотился на земле в смиренном виде. Второе же Его Пришествие будет в большей славе, чем было славное Вознесение Его на Небо. Сам Спаситель изображает Свое Второе Пришествие в следующих выражениях. После страшных бедствий, какие разразятся перед кончиной мира, произойдут необычайные и потрясающие знамения на небе: солнце и луна померкнут, звезды спадут с неба, то есть в самом расположении небесных светил произойдут важные перемены. Вслед за этим внезапно и быстро, как молния, появится на небе и станет видимо во всех концах земли знамение Сына Человеческого, то есть изображение креста. Затем явится на небе видимым для всех людей Сам Господь Иисус Христос, окруженный бесчисленным множеством Ангелов и святых людей, в необычайном сиянии и славе. Тогда людей охватит невыразимый ужас, так как все они поймут, что наступил День и час Последнего Страшного Суда, когда будет решаться участь каждого человека.
Явившись в необычайной славе, Господь пошлет перед Собой Ангелов Своих, которые трубным звуком, по действию Божественного Всемогущества, воскресят тела всех умерших людей, начиная с праотца Адама; а тела тех людей, которые доживут до этого великого дня, мгновенно изменятся, потеряют свою вещественность, станут легкими и нетленными. Все люди — и воскресшие, и мгновенно изменившиеся — бесчисленными сонмами со всех концов земли поднимутся на воздух навстречу грядущему Господу (1 Сол. 4, 16-17).
Воскреснут именно те самые тела, которые были у людей во время земной жизни, причем тела святых людей в различной степени будут прославлены, они станут светоносны, наподобие тела Воскресшего Спасителя. Эти новые тела, по словам апостолов, облекутся в нетление и бессмертие, то есть не будут подвержены никаким изменениям и разрушению. По словам Христа, они не будут иметь и всех тех чувственных потребностей, какие у них есть в земной жизни. Судя по их сходству с телом Воскресшего Спасителя, они станут свободны от воздействий внешних стихий, легко смогут проникать через закрытые двери и вообще будут значительно менее зависимы от материального мира, чем теперь; они столь же быстро и беспрепятственно смогут перемещаться в пространстве, как Ангелы.
На вопрос, каким образом возможно восстановление истлевших тел, следует ответить, что это для нас непостижимо, однако для Божественного Всемогущества нет ничего невозможного. Если Бог мог из ничего создать Вселенную и из праха земного — тело человека, то ясно, что Он может из того же праха (ибо тела обращаются в прах) создать гораздо лучшие и совершеннейшие тела, восстановив в них и те особенности, какие были у них при жизни на земле, но без пороков.
Кончина мира и Страшный Суд.
В то же самое время, как по звуку трубы мертвые воскреснут, а оставшиеся в живых изменятся, последует и кончина мира. Нельзя представлять это как совершенное разрушение и уничтожение Вселенной. Она только изменится, обновится, после чего предстанет в новом и совершеннейшем виде: нова же небесе и новы земли по обетованию Его чаем,в нихже правда живет(2 Пет.3,13).
Средством обновления мира будет огонь: небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят (2 Пет. 3, 10).
Целью обновления мира огнем станет окончательное истребление в нем пагубных последствий грехопадения первого человека и освобождение от рабства суеты и тления, то есть от греха и смерти. Изменится к лучшему и состояние всех земных существ. Вместе с тем устроится блаженное и вечное жилище для искупленного Христом человечества.
Воскресение мертвых, кончина мира и Страшный Суд произойдут в один великий Последний День. Сам Спаситель с Воскресением мертвых тесно связывал и Суд: грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда (Ин. 5, 28-29). На Страшный Суд предстанут все люди, когда-либо жившие на земле, и все примут воздаяние по своим делам. Будут судимы на нем и все злые духи (Мф. 16, 27. 2 Тим. 4, 1).
Целью Суда станет точная и справедливая оценка по достоинству всего того, что было сделано человеком сообразно с полученными им от Бога способностями. Поэтому на Суде будут показаны как добрые, так и злые дела людей, и все их помышления, и даже все слова. Взвешены будут все побуждения, какими руководствовались люди в своей жизни, те обстоятельства воспитания, образования и среды, которыми может быть облегчена или отягощена участь человека. «Глаголю же вам, — говорит Христос, — яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный» (Мф. 12, 36).
Такое испытание нужно не для Судьи, Который все знает, а для откровения Праведного Суда Божия во всем свете и силе: все увидят Правду Божию и все, как добрые, так и злые, преклонятся перед Судом Правды, так что грешники будут совершенно безответны (Рим. 2, 5-6. Флп. 2, 10).
Сообразно с таким испытанием последует и приговор: праведникам — приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, а грешникам — идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и агнелом его (Мф. 25, 34, 41).
Вечное блаженство праведников.
Блаженство праведников будет настолько полное и совершенное, что мы в настоящей жизни не можем иметь о нем представления: око, не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящым, Его (1 Кор. 2, 9).
Залогом такого блаженства будет следующее.
1. Ближайшее общение с Богом и особенно с Иисусом Христом. «В дому Отца Моего, — сказал Христос ученикам, — обители многи суть...паки прииду и поиму вы к Себе, да идеже есмь Аз, и вы будете» (Ин. 14, 2-3). Так как Бог это Источник всех совершенств, то близкое общение с Богом будет сопровождаться всесторонним развитием всех духовных способностей человека: неутомимое стремление человека к истине, добру и красоте найдет полное удовлетворение в постепенном усовершенствовании и уподоблении Богу.
2. Близкое общение с Ангелами и святыми.
В Царствии Небесном праведники будут пребывать с Авраамом, Исааком, Иаковом и, конечно, со всеми близкими на земле лицами, если те войдут в Царствие Небесное (Мф. 8, 11).
3. Природа в обновленном виде — новое небо и новая земля — станет также источником блаженства для праведников, потому что в этой природе не будет никакого зла и искажения; мир неразумных животных обновится и станет несравненно лучше нынешнего (2 Пет. 3, 13. Откр. 21, 1). При этом если человек и теперь силой разума проникает в звездные миры, то, без сомнения, в Будущем Веке он станет способным не только мыслью, но и в действительности посещать иные миры, созерцать величие дел Божиих в пространстве мироздания.
Степени райского блаженства святых будут различны, в зависимости от степени их совершенства. Но при этом каждый будет вполне доволен своим жребием, так как и самая низшая степень блаженства будет очень высока, а дурных и завистливых стремлений и чувств в Царствии Божием не будет. И такая блаженная жизнь будет продолжаться без конца. «Царствию Его не будет конца», — сказал Архангел Гавриил Деве Марии при благовещении (Лк. 1, 33).
Вечные мучения грешников.
Грешники лишатся всех тех благ, какие будут наследием праведных. Осознание вечной и невозвратной утраты блаженства, в добавление ко всему прочему, станет источником мучительного внутреннего состояния грешников. Понимание того, что они впустую провели свою земную жизнь и подверглись совершенно справедливому Суду Божию, наполнит их души отчаянием, ужасом и ожесточением. Сообщество других грешников, а особенно злых духов, будет усугублять мучения осужденных. Наконец, внешняя обстановка, именуемая в Писании геенной огненной, печью огненной, адом, тьмой кромешной, станет источником нестерпимых мук.
Этот адский огонь не следует понимать в переносном смысле, в смысле внутренних терзаний совести: тела всех людей будут воскрешены, поэтому мучения будут ощущаться телом, а у праведников прославленные и светоносные тела будут испытывать блаженство.
Но адский огонь нельзя отождествлять и с обыкновенным земным огнем. Так воскресшие тела будут значительно отличаться от тел земных и не будут подчиняться влиянию стихий, так и вечный огонь будет особенный, соответствующий свойствам воскресших тел. Этот огонь будет, иметь свойство мучить тела грешников: он будет гореть, но не светить, жечь, но не испепелять и не умерщвлять.
Степени мучений грешников, как и блаженство праведников, различны, ибо будет соблюдено Божественное Правосудие в воздаянии каждому по его делам. Сам Спаситель учил, что сознательные и упорные противники евангельской истины будут наказаны тяжелее прочих грешников. Жителям Содома и Гоморры будет отраднее, нежели врагам проповеди апостольской (Мк. 6, 11).
Мучения грешников будут вечны, то есть нескончаемы. Словами: идут сии (грешники) в муку вечную, праведницы же в живот вечный (Мф. 25, 46) Христос показал, что мучения грешников будут так же бесконечны, как и блаженство праведников. Геенский огонь Он называл вечным и неугасимым (Мф. 18,8. Мк. 9, 43).
Поэтому слово «вечный» нельзя понимать в смысле « продолжающийся в течение многих веков», а правильнее понимать его как «бесконечный». Нечестиво думать, что Господь только в назидательных целях, для устрашения грешников, говорил о вечности мучений. Он не мог сказать неправду ради каких бы то ни было благих целей.
Недоумения по поводу вечности мучений.
Догмат о вечности мучений грешников вызывает даже у верующих христиан много вопросов. Он кажется несовместимым ни с понятием о Благости Божией, ни с понятием о Божественном Правосудии.
Здесь стоит обратить внимание на следующее: если Всеблагий и Всемогущий Бог допускает существовать злу и страданиям здесь, на земле, хотя они и неугодны Ему, то уже одно это должно нас уверить, что Он может допустить и страдания в вечности. Зло в этой жизни и в жизни загробной равно непонятно для нас, а потому существование зла на земле убеждает нас в том, что зло может быть и в вечности, а где зло, там и страдание.
Что касается Божественной Благости и Божественного Правосудия, то они были бы действительно несовместимы с вечностью мучений, если представлять себе мучения только как наложенное Богом наказание, как кару за перступления.
Но для Священного Писания нехарактерен такой формальный подход к загробному воздаянию. Писание учит, что в Будущей Жизни человек пожнет то, что посеял в земной жизни, то есть наследует такую участь, к какой приготовил себя сам: при большей или меньшей степени духовного совершенства или развращения он наследует и соответствующую этому степень блаженства или мучения. Поэтому если человек провел всю свою жизнь в грубом служении своей чувственности или эгоизму, то он переходит в Будущую Жизнь совершенно неподготовленным к ней и сталкивается там с такой действительностью, какая ему совершенно чужда; в ней он чувствует себя не лучшим образом, так как он не находит ничего похожего на то, с чем сжился на земле и в чем привык находить удовольствие. Это мучительное осознание своей внутренней пустоты, осознание своей неподготовленности к блаженной жизни святых будет очень тягостно, потому что в бесплотном состоянии человек оказывается всецело предоставленным своим мыслям и чувствам; иной жизни, иного отвлечения или развлечения у него не будет.
Вообще же, при возникновении различных недоумений по вопросу о Будущей Жизни мы всегда должны помнить, что та жизнь нам почти неизвестна, так как она слишком отличается от здешней. Мы не можем представить себя отрешенными от всех тех условий видимого мира, в которых мы находимся повседневно. Для нас, отягченных плотью, область духовного бытия непонятна, особенно, если мы мало прилагаем стараний к развитию в себе духовных способностей, к достижению нравственного совершенства. Вот почему апостол Павел, восхищенный при жизни в рай, не нашел в человеческом языке слов, чтобы выразить то, что он видел и слышал там (2 Кор. 12, 2-4). Люди не поняли бы его, непременно извратили бы смысл его слов, истолковав их по необходимости в доступных им чувственных образах, не соответствующих той действительности.
Приложим старание к благочестию и тогда в Будущем Веке сами увидим все, и все непонятное станет для нас понятным.
О молитве за умерших.
Священное Писание учит, что после смерти человека его душа предстает Богу на суд, который, в отличие от всеобщего Страшного Суда, Церковь именует частным судом: лежит человеком едииою умрети, потом же суд (Евр. 9, 27). Этим судом определяется состояние человека после смерти: душа или наследует рай, или низводится в ад, если оказалась нечистой и неподготовленной к блаженной райской жизни. При этом Православная Церковь исповедует, что «души людей, впавших даже в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, только не успевших принести плодов покаяния (каковыми являются: молитва, слезы, пост, совершение милостыни и дел любви к Богу и ближним), нисходят в ад и терпят за учиненные) ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение своей участи. Облегчение же они получают по бесконечной Благости Божией, через молитвы живых собратий, через благотворения, совершаемые за умерших, а особенно — силой Бескровной Жертвы ».
Молитвенное поминовение было известно и почиталось благоугодным делом еще в ветхозаветной Церкви: Иуда Маккавей принес жертвы в Иерусалимский храм и установил моления за других воинов, павших в битве с врагами (1 Мак.4, 52-59).
В новозаветной Церкви молитва за умерших получила особое подтверждение в учении Христа и апостолов о молитве друг за друга, за всех братьев по вере, хотя бы и отсутствующих. Так как у Бога нет мертвых, а все живы, то и для нас усопшие являются лишь отшедшими в дальнюю страну. Поэтому наш долг по отношению к ним — не прекращать молиться о них, как и о других наших братьях. Любовь к нашим близким не прекращается с их смертью, мы молимся о них, так как веруем, что они живы перед Богом. Если мы не можем понять, каким образом наши молитвы влияют на души умерших, то вспомним, что в той же степени нам неведомо и воздействие наших молитв на тех, кто живы, однако же это воздействие неоспоримо. А то, что изменение участи человека к лучшему в загробном мире действительно возможно, видно из слов Спасителя о том, что хула на Святого Духа (ожесточение во зле, вражда к Богу) не простится ни в сем веке, ни в будущем. Значит, другие грехи могут быть прощены грешнику за гробом. А так как для него время покаяния кончилось, остались одни бесплодные воспоминания и сожаления о прошедшем, то сам он не может себе помочь. Церковь учит, что эту помощь ему могут оказать другие: они могут облегчить его участь своими молитвами и милостыней в его память.
Хотя в новозаветном Священном Писании и нет прямых указаний на важность молитвы, приношения милостыни и Бескровной Жертвы за умерших, мы не сомневаемся в том, что все, это установили сами апостолы. Об этом говорит тот факт, что в Апостольской Литургии уже содержались молитвы за умерших; об этом же единодушно свидетельствуют и все святые отцы, и учители Церкви.
по материалам учебников для Духовных семинарий.