Молитва Иисусова
Молитва Иисусова — краткая молитва
Это молитва-обращение к Иисусу Христу, с исповедованием веры в Него как в Сына Божьего и истинного Бога, с прошением о помиловании (прощении грехов), о помощи в испытаниях и о помощи в борьбе с искушениями.
Появление Иисусовой молитвы относят к авторству Макария Египетского (ок. 300 — ок. 390).
Традиция древнерусской литературы связывает Иисусову молитву с толкованием Иоанна Златоуста на «Первое послание к Коринфянам» апостола Павла.
В России Иисусову молитву особо защищали и проповедовали Нил Сорский, Паисий Величковский, Тихон Задонский, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский и др.
Хорошо известны в России и за её пределами «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», написанные анонимным автором во второй половине XIX века.
В этом сочинении говорится об опыте обучения Иисусовой молитве и о способе овладения молитвой, описанном святым Симеоном Новым Богословом в Добротолюбии:
«Сядь безмолвно и уединенно, преклони главу, закрой глаза; потише дыши, воображением смотри внутрь сердца, своди ум, то есть мысль из головы в сердце. При дышании говори: „Господи Иисусе Христе, помилуй мя“, тихо устами, или одним умом. Старайся отгонять помыслы, имей спокойное терпение, и чаще повторяй сие занятие».
Профессор Алексей Осипов оценивает этот опыт, в соответствии с рекомендациями святителя Игнатия Брянчанинова, как пограничное психическое состояние и впадение в прелесть.
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»
Иисусова молитва является неотъемлемой частью монашеского жития. При обряде пострижения в монахи принявшему постриг обычно вручаются чётки — «меч духовный», в знак намерения непрестанно творить Иисусову молитву, даже если непрестанное творение Иисусовой молитвы и не предусмотрено Уставом данного монастыря.
Святитель Игнатий Брянчанинов приводит слова известного российского подвижника и аскетического писателя священноинока Дорофея «во всякое время, при всяком деле и на всяком месте».
Основа, и практически единственное условие этого метода, — внимание — введение внимания в слова молитвы и удержание его в них. Надо просто слышать слова молитвы, произносимые мыслью или голосом.
Некто сказал о невнимательной молитве:
« Если ты сам себя не слышишь, то как можешь надеяться, что тебя услышит Бог? »
Обязательные условия правильной практики:
1) понимание смысла каждого слова и всей молитвы и цели молитвы;
2) систематичность;
3) уединение — если не физическое, то в смысле погружения в себя;
4) внутреннее умиротворение, спокойствие;
5) призывание Святого Духа, источником которого является Бог-Отец;
6) умеренная продолжительность — в зависимости от ситуации, но прежде всего до тех пор, пока молитва не вызовет утомление.
Основное условие правильного делания Иисусовой молитвы — не забывать о её цели.
Цель любой молитвы христиан — покаяние.
Главная молитва — Молитва Господня Отче наш, которой научил верующих сам Иисус Христос. Святитель Игнатий Брянчанинов замечает, что заменять главную Молитву Господню и другие молитвы Иисусовой молитвой (как самой простой и короткой) во всех случаях жизни келейное молитвенное правило разрешало только неграмотным.
О молитве Иисусовой знают многие православные христиане. Но часто ей не придают такого значения, какого она заслуживает, а между тем это главная, ключевая добродетель, вокруг которой все вращается. Если воспользоваться библейским образом, то эту молитву можно сравнить с океаном, который в первобытные времена, до потопа, омывал всю землю и орошал ее. Без живительного действия молитвы Иисусовой, этого духовного океана, в человеке ничто не может произрастать и тем более плодоносить.
Молитва Иисусова, по научению святых отцов, прилична, когда человек идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, беседует или занимается каким рукоделием, кто может при всем этом произносить молитву Иисусову со смирением, тот не должен оставлять оной...
Сила не в словах молитвы Иисусовой, а в духовном настроении, страхе Божием и преданности Богу и во всегдашнем внимании к Богу и Ему предстоянии умном.