Смысл Жертвы Христа осипов

Всем православным, людям других религий, даже атеистам интересен ответ на вопрос: Зачем нужно было распинать Христа? Неужели нельзя было обойтись без такого жертвенного страдания? Почему всемогущий Бог не защитил своего сына?

Ответы на все эти вопросы есть у святых отцов.

Святой Никита Стифат:
«Слово Божие ...быв совершенным человеком кроме греха как совершенный Бог, сие (человеческое естество — А.О.) воссоздав, обожило... И так возобновив в Себе всего человека, соделал его новым из ветхого... Таким образом Слово священнодействовало в Себе наше воссоздание» (Славянское Добротолюбие. Т. 2. С. 79).

Св. Григорий Палама:
«...облекаясь же во Христа, Нового Адама, Который наше повинное естество соделал новым в Себе, восприняв его от девственных кровей, как соблаговолил, и Собою оправдал его...» (Там же. С.208).

"наше повинное естество соделал новым в Себе" — вот ключевое!

Исайя Отшельник:
«Слово стало плотью, стало человеком в полном смысле слова, подобным нам по всему, кроме греха. В Себе Он возвратил извращённое естество к естеству первозданному, первобытному. Таким образом он спас человека».

В Себе возвратил и таким образом Он спас человека. — запомним это.

Игнатий (Брянчанинов), который тщательно изучал святых отцов, подводит своего рода итог:
«Искуплением обновлено человеческое естество, то есть природу человека. — Богочеловек обновил его Собою и в Себе».

В Себе! Все святые отцы пишут, говорят в Себе. Как это понимать?

В Иисусе произошло превращение в первозданное состояние человеческой природы, Он стал новым, вторым Адамом, от которого сознательно, волевым образом, приняв Христа как Истину, можно родиться.

Апостол Павел говорит:
"Христос, таким образом, стал вторым Адамом».

Если от первого Адама все мы по плоти рождаемся непроизвольно по законам животной природы.

То Христос стал вторым Адамом бессмертным, нетленным, бесстрастным и отныне свободно, только свободно, только личным произволением, только личным стремлением человек, убедившись, что Христос есть Истина, может родиться от Него.

Рождается от Христа только тот, кто свободно принимает, не слепо бабушка или дедушка сказали, а осознанно убедившись, что Христос есть Истина.

Самое ценное принятие — это то, которое совершается разумно и свободно, без давления чужой воли.

Широко распространено мнение, что жертва принесена Богу-Отцу.
Это верно, но это не полно.
Так же как и Христос — Бог, верно, но не полно.
Христос — человек, верно, но не полно,
Потому что Он Богочеловек.

Константинопольский Собор 1157 года уточняет это и говорит о том, что жертва принесена всей Святой Троице, то есть жертва не единому из ипостасей, а триипостастному, нераздельному и единосущному.

И в этом есть странность. Ведь Бог — бесстрастен.

Жертвы не нужны и дьяволу, чтобы выкупить род человеческий.

В каком же смысле жертва могла быть принесена святой Троице?
Только в одном — что это была жертва любви. В том смысле, что эта жертва есть акт любви, то есть любовь приносится Любви.

Не в том смысле, что Святой Троице нужны жертвы покаяния, а в смысле любовь дарится Любви.

С другой стороны, когда мы за кого-то страдаем для того, чтобы помочь этому человеку,мы приносим жертву за этого человека, в пользу этого человека.

Еще раз:

Есть две стороны жертвенной любви:
1 Жертва почему? — от любви. Значит, жертва Богу
2 Жертва кому? — тому, кого спасаем, — человеку.

Жертва Христа принесена человеку!

Церковь считает Григория Богослова одним из очень осторожных, очень ответственных богословов. И вот, что он пишет:

«Остаётся исследовать вопрос и догмат, оставляемый без внимания многими, но для меня весьма требующий исследования. Кому и для чего пролита сия излиянная за нас кровь, кровь великая и преславная, Бога и Архиерея, и Жертвы? ( одновременно )
Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолюбием купивши себе повреждение. А если цена искупления даётся не иному кому, как содержащему во власти дьяволу, спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Лукавому? То как сие оскорбительно!
...................................
А если Отцу? то, во-первых, каким образом? Не у него мы были в плену.
А во-вторых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу?»


— вот, действительно, вопрос. По какой причине кровь Единородного приятна Отцу?

«Который не принял Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна [овцу].
Из сего видно, что приемлет Отец не потому, что требовал или имел нужду, но по домостроительству [то есть по спасению], потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога.
Таковы дела Христовы»

Каким человечеством Бога? — воссозданным, воскрешённым, освобождённым от тленности, смертности.

Человеку нужно было освятиться человечеством Бога.

Вот кому, оказывается, говорит Григорий Богослов, была принесена жертва.

Бог есть Любовь,

и когда отвечается на Любовь любовью — вот она, лучшая жертва, именно когда на любовь отвечают любовью.
И в данном случае освящение человека — это есть высочайшая радость для Бога.

Вот в каком смысле жертва Богу-Отцу, Троице.

А по существу жертва принесена кому? Кому пожертвовал Себя? —
Человеку. Человека спас, вот, значит, кому принесена жертва, — человеку принесена.

Не в том языческом, когда жертвы приносились или идолу-Богу, или кумирам — а жертва любви.

Человеку нужно было освятиться человечеством Бога.

Вот, оказывается, кому принесена жертва, и вот как надо понимать те высказывания в молитвах наших многих:
«Отец принимает жертву Сына».
Вот в каком смысле это понимается, что таким образом, через эту жертву, принесённую человеку, достигается та цель, ради которой и был человек создан Богом.
В этом смысле и говорится, что жертва Отцу.

Зачем это потребовалось? Бог же всемогущий? Почему Он не мог исцелить нашей природы так? зачем крест?

Афанасий Великий пишет:
" Покаяние не выводит из естественного состояния, а прекращает только грехи."

Покаяние не может освободить от смерти, от тления, от страстности. Оно только прекращает грехи.
С помощью покаяния самое большее, чего можно достичь, чего достигали самые редкие люди — это бесстрастие.

А спасение предполагает полное исцеление человеческого естества, то есть прохождение обратного процесса.
Какого процесса? — Процесса спасения.

Спасение — свободное единение человека с Богом.

Человек, в отличии от других творений Бога, именно земных творений, богоподобен во всех своих свойствах, в частности в своей свободе.
И поэтому Бог не может нарушить свободы человека.

Это одно из важнейших положений христианского учения.

Бог не может спасти нас без нас. Не может спасти меня без меня, то есть без моего соизволения.

Первозданный человек, Адам, обладал славой. могуществом. Он был царем над всеми тварями.
Только там, где есть свобода, человек может стать царем в полном понимании того, что именно с Богом он царь.
И в не меньшем понимании, что без Бога он ничто.

Для того, чтобы это увидеть, требуется соответствующая жизнь.
К спасению для человека можно прийти только тогда, когда он сможет прийти к устойчивому состоянию. Если у него будет вероятность пасть, что толку тогда в его спасении? Сегодня он в раю, а завтра в преисподней.
Что это такое устойчивое состояние?

Оно возможно только при приобретении видения человеком, своего состояния, когда у него нет помощи Бога, когда его Я стоит на первом месте.
Критерий правильной духовной жизни является то, о чем сильно и образно сказал Петр Домаскин: "первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих бесчисленных как песок морской."

Духовная жизнь состоит в понуждении себя к жизни по заповедям Евангелия.
Тогда можно увидеть могу ли я не тщеславиться, могу ли не осуждать, могу ли я не завидовать.

Смирение — фундамент духовной жизни.

Устойчивое состояние — это состояние смирения, к которому приходит человек через познание себя.

Такого состояния первозданный человек иметь не мог, потому что он не имел опыта познания того, кто он есть без Бога.
Через смирение человек может стать царем. Через познание себя, что без Бога он ничто, человек может принять ту славу на себя, которая называется спасением.

Без познания себя, без смирения, без приобретения устойчивого состояния само спасение человека было бы непрочным и бессмысленным.

Святитель Григорий Палама:
«Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему всё причастно, и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к его энергии. Бог устроил этот видимый мир как некое отображение надмирного мира, чтобы нам через духовное созерцание его, как бы по некоей чудесной лестнице достигнуть оного мира».

Оказывается, тварный мир является ни чем иным, как отображением оного Божественного мира. Всё, что сотворено, является ни чем иным, как осуществлением Божественных энергий.

Причастности не к природе, а Его энергии. Весь этот тварный мир есть ни что иное, как Его воплощённые энергии, и человек в преимущественной степени.

И все законы этого Богом тварного мира чем являются? — Его, Божества, энергиями.

Григорий Богослов в другом месте пишет, что энергии божественные — это есть Сам Бог, но Бог не есть энергии. Он есть природа и энергии, а энергии — да, это Бог.

То есть Бог не отдельная сущность от материального мира, и мир, как материя, не противоположна Богу.

Да, он совсем не Бог, это верно, но этот тварный мир является отображением Бога, это есть осуществление свойств Бога в материальных формах. Как у художника осуществляются его идеи в красках или у композитора в звуках.

Итак, все законы бытия (не юридические) — это божественная энергия, это Бог.

И Бог не может их изменить, потому, что их изменить — это что значит? — Менять Самого Себя.

А Бог разве может стать другим? — Он не изменяемый. В Боге всё, если хотите, по человечески разумно, прекрасно, и потому не изменяемо, предел совершенства, потому Он и есть — Бог.

Бог не может нарушать законов нашего бытия, потому что они являются отображением Его свойств.

Он не всемогущ!
Бог не может создать другого Бога,
не может изменить своих свойств,
не может перестать быть Богом.


Где же здесь секрет? А секрет вот в чём.

Одним из законов нашего бытия, в частности, человеческого, как самого совершенного, является следующий:

Мы можем что-то исправить, исцелить что-то только приложив труд, часто со страданием. Это закон нашей жизни.

Любое повреждение нашей природы, нашего тела, нашей души, любое повреждение сопряжено со страданием и для исцеления повреждения требуется труд, подвиг.

Особенно социально-человеческие повреждения, требуют подчас жертв, смерти. Герои погибают, для того, чтобы исправить положение, спасти свой народ от зла. Герои первые погибают, кстати, а не последние. Это закон.

Так вот почему понадобилась жертва Христова!

Наша человеческая природа сильно изменилась после грехопадения Адама.
Из бессмертной стала смертной, из нетленной стала тленной, из бесстрастной стала зависимой, она стала ограниченной.
Нужно было исцелить эту природу, такой закон: исцеление требует жертв. И когда речь идет над победой над смертью, то и жертва должна быть равносильной этому. "Смертью смерть поправ".

Если все наши законы бытия являются божественными энергиями, то как же могло быть ещё произведено исцеление, спасение, воскрешение человеческой природы, такое фундаментальное, радикальное повреждение природы как не через страдания этой самой природы?
Страдания до смерти, чтобы она вновь могла воскреснуть, стать той же целостной, здравой и здоровой, какой она предназначена быть по самой идее творения.
То есть крест явился логически естественным следствием вот того глубочайшего повреждения природы человека, которая произошла в начале.

Страдания можно победить только страданиями, смерть можно победить только смертью. Должны быть равносильные средства применены к тому, чтобы победить болезнь.

Вот это и есть ответ на вопрос «зачем крест», «разве Бог не мог сам спасти».
Ведь пострадал не Бог, а человек, Значит пострадать должна была человеческая природа Богочеловека.
Законы нашего бытия незыблемы. И сам Бог не может их изменить, потому что материальный мир является отображением Его свойств.
А Бог не всемогущ и Он не может изменить своих свойств.

В Евангилии все просто. Говорит Иисус «прозри» и человек прозревает, говорит «встань и иди» и немощный выздоравливает. И нам кажется, что Ему ничего не стоит исцелить человека. Что стоит? Вспомним случай, когда в толпе к нему прикоснулась кровоточивая женщина. Иисус озабоченно спросил кто к нему прикоснулся. Ученики удивились, ведь в толпе все толкали друг друга. «Я почувствовал силу исшедшую из меня» ( исшедшую — отнятую ). Оказывается все исцеления совершаются только с подвигом.

Как исцеляли святые старцы? — Трудом молитв и постом. Величайший труд!

Исцеление — это закон нашей человеческой жизни, проистекающий из божественных свойств.
Потому и в случае распятия Христос, как человек, осуществил этот закон, не нарушив его.

Пойдя на распятие, Христос совершил тот акт спасения человеческой природы, который мы и называем спасением человека.

Мы все время говорим о подвиге, о страдании, о смерти, Но все это явилось необходимым условием исцеления человеческой природы.

Величайшее ниспровержение, умерщвление человеческой природы могло и быть воскрешено только через такое же умерщвление и только могло совершиться с помощью Божией, действием Божием, Его всемогущим промыслом, но при полноценном, стопроцентном соизволении человека как такового. Этот человек должен быть абсолютно чистым. Таким единственным в истории и явился Христос. И Он смог это совершить, потому, что был Богочеловек. Никто другой не мог такого совершить.

И даже если бы кто-то достиг очень высокого совершенства морального, и пострадал бы за людей, он бы самое большее что сделал? — омыл свою душу покаянием.
А природу исцелить, воскресить природу? Человеку это не под силу.

Почему воскрес Иисус Христос?

В Евангелии мы читаем: Отец воскресил Его.
Ясно, что Святая Троица нераздельна, но здесь замечательно подчёркнуто: Отец воскресил божественной силой,
Бог совершил этот акт исцеления, воскрешения человеческой природы, но через страдания Того человека, кто полностью был согласен с этим.
Вот почему крест. Вот в чём причина. Крест — это как знак этого страдания.

И, как исцеленный, Христос не мог уже не воскреснуть.
Это естественный акт завершения страданий Христа.


Также рекомендую:

Природа экстрасенсорики

Кто-то боится экстрасенсорики. кто-то к ней отчаянно стремится. Но понимают ли те и другие до конца что это такое? Надо ли опасаться ее? Взгляд на экстрасенсорику с точки зрения православия предлагает А.И. Осипов.

Ревностным Христианам

Чем отличается религиозная жизнь от духовной? Почему ревностный христианин становится жертвой бесовских нападений? Ответы на эти и другие вопросы дает Профессор Московской Духовной Академии; член Президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, Алексей Ильич Осипов.

Зачем Бог позволил человеку согрешить?

Чтобы исцелить природу человека Христу пришлось пойти на страдание через смерть плоти. Цена велика. Страдания до смерти Христа нужны были человеку, чтобы его природа вновь могла воскреснуть, стать той же целостной, здравой и здоровой, какой она предназначена быть по самой идее творения ее Богом. А зачем Бог вообще позволил грехопадение?

КТО есть БОГ

Много говоря о вере в Бога, мы редко говорим о вере Богу, и уж совсем не говорим о том, КТО есть БОГ. Предлагаю почитать точку зрения одного из самых ярких православных богословов нашего времени, профессора Алексея Ильича Осипова.

Молитва или заговор

Как только мы говорим о духовной жизни, мы тут же говорим о молитве. Обман себя думать, что можно вести духовную жизнь без молитвы. А вот что такое молитва и как ее творить — это очень важно понимать.