Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек тебе учитель
Человек должен жить так, чтобы от него лились эманации мира и отдыха каждому, кто его встречает. Вовсе не задача простого человека стать или пыжиться стать святым. Но задача — непременная, обязательная задача каждого человека — прожить свое простое, будничное сегодня так, чтобы внести в свое и чужое существование каплю мира и радости.
У каждого человека своя задача жизни. И иногда земная жизнь дается только для того, чтобы человек выработал какое-то одно качество.
В каждом из нас живет такая чрезмерная впечатлительность, которая ставит нас оголенными перед суровыми фактами жизни. А мы должны стоять перед ними закаленными, принимая как можно проще и легче.
Мужество, одно мужество и бесстрашие раскрывают всего человека, все его силы и таланты. Старайтесь найти в себе свободное, не отягченное мусором личных неудач и скорби восприятие жизни. Нужно выбирать не условное и внешнее, ничего нестоящее, а глубокие, скрытые в себе ценности, которые требуют забот и внимания человека вообще. Отбрасывайте мешающее вам через понимание.
Первое — это страх, второе — личное восприятие текущей жизни и третье — скорбь.
Задумайся над тем, что такое страх. Это самое сложное из всех человеческих ощущений. Оно никогда не живет в человеке одно, но всегда окружено целым роем гадов, не менее разлагающих самое ценное в духовном мире человека, чем самый страх. Страх заражает не только самого человека, он наполняет все вокруг него атмосферу тончайшими вибрациями, каждая из которых сильнее яда кобры. Кто наполнен страхом, тот подавлен как активное, разумное и свободно мыслящее существо. Мысль только тогда может жить, улавливая интуитивные озарения, когда все существо человека действует гармонично, когда все силы его организма находятся в равновесии. Вот тогда ты попадаешь — через сознательное — в то сверхсознательное, где живет Божественная часть твоего творящего существа.
Если же мысль твоя заточена в каменный башмак страха, ты не в состоянии оторваться от животной, одной животной основы твоего организма. Твой дух не раскрывается.
Люди, воображающие себя духовно озаренными, а на самом деле только изредка сбрасывающие башмаки страха, самые жалкие из всех заблуждающихся. Их вечные слезы и стоны о любимых на самом деле только жалкие обрывки эгоизма и плотских привязанностей к текущей форме, без всяких порывов истинного самоотвержения.
Люди, подгоняемые по земле страхом, это неполноценные человеческие существа.
Созидать великое, создавать жизнь как ее строители они не могут. Они живут только в мире текущих форм, а все, что способно создавать, живет в двух мирах: в мирах трудящейся земли и трудящегося неба. Дух этих строителей переносит на землю сияние тех форм Вечного, которые им было дано увидеть и запечатлеть в своей памяти и вынести в своем творчестве для счастья и движения вперед современных им людей.
Второе понятие, от которого тебе предстоит освободить свой дух, есть личное восприятие жизни. Что это значит? Как молодому существу, призванному жить полной жизнью, существу, которое каждую летящую минуту должно отдавать всю полноту чувств и мыслей любому делу до конца, как ему воспринимать эту освобожденность от своего низшего "Я", принадлежащего одной земле?
Все в человеке живущее, так крепко спаяно одно с другим, что нельзя вырвать из себя какое-то одно чувство, чтобы весь организм не ответил эхом тому или иному движению духа. Если человек сегодня, в эту минуту, поддался страху, весь его организм заболел. Если человек продвинулся в радости и героическом чувстве, он вплел в свой организм те залоги победы, которые через некоторое время войдут в действие всей жизни. Если он победил страх, потому что знает в себе божественный храм сердца, он уже сдал первый экзамен, сделал первый шаг к жизни в Вечном.
Если же человек живет в Вечном, он знает, что для него нет таких мгновений разъединения, когда земная жизнь в данной форме может идти сама по себе вне Вечности в нем живущей. И он идет каждое мгновение земной жизни, неся эту Вечность всем делам и людям. Каждая минута земной жизни для человека — только мгновение текущей Вечности.
Когда твердо знаешь этот закон мировой Жизни, в человеке исчезают чувства и страсти, диктуемые условностями, ты не сравниваешь свою судьбу с судьбами других людей, а следовательно, в нем нет почвы для зависти, ревности и суждений, идущих от одной плотской любви. Исчезают понятия "мой дом", "моя семья", "мои дети", "мои друзья" и т.д. Человеку принадлежит лишь радость сознавать, что все живущее на земле только выполняет свои ВЕЧНЫЕ Задачи.
Отсюда само собой вытекает то третье понятие, которое так мучит и тяготит каждый летящий момент жизни человека. И не только тяготит, но и дает ему возможности увидеть всю свою Жизнь, то есть жизнь в двух мирах.
Я говорю о скорби. Нам известно древнейшее из изречений: "Глаза, которые плачут, не способны видеть ясно".
Если человек знает бесстрашие, но не от ума, а от раскрывшегося для любви сердца, он знает путь Вечного. И тогда человеку известно, что его земная жизнь есть труд в двух мирах. Он больше не выбирает уже, что ему выгоднее и удобнее, но творит со всей полнотой сердца свой трудовой день, принимая радостно все свои обстоятельства как именно те, в которых ему быстрее, легче и проще изжить это протекающее мгновение. Он видит в нем свое служение Жизни в той форме, в том месте и времени, в которых она нуждается для счастья людей. Не его личное "Я", но то, что идет через тебя, составляет творческую задачу в дне.
Если мы принимаем эти два положения, отсюда логически вытекает вывод, как простое следствие: нет скорби. Если видишь страдание человека — не плачь о нем, ибо слезами помощи не подашь. Помощь — это ясное видение Вечности в человеке. Ясное понимание, в каком месте своей эволюции Вечного движения жизни стоит данный человек.
Только тогда, когда ты сам стоишь перед встречным в полном самообладании и мужестве, ты можешь увидеть — скрытое за слезами его условной скорби — вечное счастье человека. Можешь увидеть и понять его счастье, подобрать звено, выпавшее из ужасной, связывающей человека цепи его прежних страстей и преступлений. Ты сможешь увидеть, что для человека настал момент подобрать, радостно изжить и вынести на своих плечах не только это звено, но и всех тех людей, кто помогал выковывать эту давящую цепь его взаимными оскорблениями, огорчениями, ссорами, предательством и изменой.
Всякая скорбь, в которой люди плачут, — это скорбь невежественности, скорбь о себе, от личного восприятия данного факта. Скорбь — это мысли о себе. это связь в условной форме, в забвении о вечной жизни человека. В забвении о его сияющей свободе, которую ничто не может связать, в забвении о его внутреннем Свете, которого ничто не может затемнить, кроме самого человека.
В стремлении помочь всегда помни, что никому нельзя помочь, если ты час назад раздражился или кого-либо раздражил, что совершенно тождественно. Человек тогда является носителем заразы, действующей не менее молниеносно, чем чума. Милосердие не знает требовательности и взысканий. Оно знает закон пощады и радость помощи.
Ничего не отрицайте. Знайте твердо только одно: надо сегодня приготовить себя, чтобы завтра возле вас человек смог отдохнуть, а не задыхаться. Надо сегодня самому отойти ко сну счастливым, зная, что сердце ваше жило в Вечном, высоко чтя огонь сердца встречного. Нельзя искать счастья жить ни в чем ином, кроме сил той Вечности, что звучит в собственном сердце. Человеку, воспитанному кое-как суетливыми и суетными родителями, не знавшими даже о смысле ином, кроме благ земных, невозможно сразу перескочить в атмосферу гармонии и мудрости. Но каждый может, любя ближнего, думать о величии Света в нем самом и нести поклон Свету во встречном. Будьте милосердны и сострадайте. Сострадать — значит прежде всего мужаться. Так мужаться, чтобы бесстрашное, чистое сердце могло свободно лить свою любовь. А любовь, пощада и защита — это далеко не всегда ласковое, потакающее слово. Это и укор, и поднятие чужой мысли через себя в более высокую и широкую сферу, это и удар любящей руки, если она видит, как падает дух человека, чтобы трамплином своей силы подкинуть огня в снижающийся дух и энергию человека. Это и награда за текущий день, прожитый в чистоте и творчестве.
Идти путем доброты, любви, самоотречения — это вовсе не значит потерять здравый смысл земли и забыть о себе в том смысле, как понимал это Диоген, на самом деле не забывавший о себе ни на миг.
По материалам К. Антаровой